УРОКИ

Уроки


Урок 1 -   Витраж
Урок 2 -   Витраж (продолжение)
Урок 3 -   Графические примитивы
Урок 4 -   Зеркальное отображение. Контраст, нюанс
Урок 5 -   Геометрический орнамент
Урок 6 -   Растительный орнамент
Урок 7 -   Дом моей мечты
Урок 8 -   Павловопосадские платки
Урок 9 -   Работа с текстом
Урок 10 - Храм
Урок 11 - Работа с библиотекой изображений
Урок 12 - Новогодние фантазии

Урок 13 - Новогодняя открытка
Урок 14 - Рождественская открытка
Урок 15 - Букет в вазе
Урок 16 - Лоскутный стиль
Урок 17 - Хохлома
Урок 18 - Жар-птица
Урок 19 - Пейзаж
Урок 20 - Обложка книги
Урок 21 - Ткани
Урок 22 - Пасхальная открытка
Урок 23 - Герои мультфильмов


Урок 7. Дом моей мечты

Цель урока: закрепление навыков работы с инструментами, изученными в уроках 1-6, обучение работе инструментами распылитель, карандаш.

Комментарии

Тема урока является интегральной. В ней используются все навыки, полученные на предыдущих уроках. Это – первая попытка нарисовать пейзаж, который пока создается не в трехмерном пространстве, а в плоскости. В черчении это называют «вид спереди» (фронтальный). Главная сложность для ребенка – найти правильные пропорции элементов пейзажа и соотнести их друг с другом.

Композицию, как правило, дети выбирают интуитивно: дом – в центре рисунка, цветы, деревья – элементы, украшающие пейзаж. Проблемы композиционного построения изображения будут разбираться в теме «Храм». На начальном этапе, пока учащиеся не умеют пользоваться библиотекой рисунков, животных для пейзажа извлекает из библиотеки учитель. Рекомендуется это делать в виде поощрения, когда пейзаж уже готов, а учитель сочтет нужным показать результат работы с библиотекой. Тогда можно обсудить, кого именно автор хочет видеть в своем пейзаже, какого размера это животное сделать и где его установить.

Психологически тема интересна тем, что можно предложить обсудить само понятие «мечта». Например, если Пете очень хочется надрать уши Васе, это мечта или желание? При обсуждении выясняется, что мечта такой быть не может, что это – желание. А какой может быть мечта? Какая она? Какая она по весу: легкая или тяжелая? Может ли мечта быть тяжелой? Обсуждаем, опираясь на внутреннюю субъективную реальность ребенка, на его интуитивные ощущения. Выясняется, что мечта – легкая. А какая она по цвету? Светлая или темная? Может ли быть мечта черного или темно-синего цвета? Оказывается, что черной или темной мечта быть не может. Следовательно, если дом – дом мечты, то он может быть только легким и светлым, и пейзаж – тоже светлым. Таким образом, выводим ребенка на определенное внутреннее состояние: легкости и света. Главное – не потерять его, преодолевая трудности при реализации задуманного.

В иллюстративном материале к уроку 7 приводятся картинки различных домов, которые могут послужить исходным материалом для творческой фантазии на заданную тему. В том числе, приведены эскизы палат, которые изображают в своих работах палехские мастера. Тема народных промыслов и народных ремесел проходит через весь курс; элементы «деревянного кружева» дети рисуют с удовольствием, т.к. им близки народные сказки с их теремами, палатами, домиком на курьих ножках, и т.д. Можно предложить стилистику народных промыслов, но не следует настаивать, т.к. у каждого – своя мечта.

План урока

  1. Обсуждение понятия «мечта».
  2. Демонстрация иллюстративного материала (Иллюстративный материал к уроку 7).
  3. Создание учителем рисунка по обозначенной теме. Демонстрация технологии работы инструментами распылитель, карандаш (знакомство с новыми инструментами).
  4. Демонстрация работ учащихся (Работы учащихся к уроку 7).
  5. Самостоятельная работа учащихся.
  6. Коллективный анализ детских работ.

Иллюстративный материал
(Щелкните по миниатюре, чтобы увидеть большое изображение)

Дом 1
Дом 2
Дом 3
Дом 4
Дом 5
Дом 6
Дом 7
Дом 8
Дом 9

На рисунке предложен вариант построения дома. В доме, изображенном на рисунке, используются умения прорисовывать мелкие детали в инструменте микроскоп (закрепление материала урока 6), зеркальное их отражение и многократное использование.

На следующем рисунке изображен дом, отличающийся по стилистике от первого. На основе этого рисунка будем разбирать технологию работы над темой, приемы, которые эффективно применяются при рисовании пейзажей.

Построим забор вокруг дома, используя графический примитив прямоугольник. Достаточно сделать одну доску забора, затем ее тиражировать на пространство забора вправо от дома. Выстроив забор справа от дома, сделаем его копию и установим копию слева от дома.

Затем карандашом нарисуем контуры крон деревьев, растущих рядом с домом, и зальем их зеленым цветом.

Теперь приступим к закраске забора сообразно собственному вкусу. Закрасив его, прорисуем кистью ветки деревьев.

На данном этапе ветки у нас получились лежащими на кроне дерева, а сами деревья – вырезанными из бумаги, т.е. – плоскими. Поэтому части веток необходимо спрятать в крону, а деревьям – придать объем, что мы и сделаем, используя распылитель. Главное здесь – чувство меры, потому что распылителем можно смазать всю картину, придав кронам деревьев вид стога сена. Старайтесь работать цветовыми пятнами, используя имеющиеся в редакторе оттенки зеленого цвета.

Следующим этапом работы будет организация пространства возле дома: посадка цветов и травы. Цветы прорисовываем в инструменте микроскоп, чем больше у нас будет цветов, различных по форме и цвету, тем лучше. Дети, как правило, нарисовав один цветок, стремятся «посадить» его везде, не создавая других растений. Траву тоже можно прорисовать в микроскопе и тиражировать ее, можно попробовать нарисовать карандашом.

Теперь закрасим небо и нарисуем парящую птицу. Птицу рисуем в микроскопе.

Детям очень нравится простота изображения птиц. Основное – соблюсти пропорции при рисовании птицы и чувство меры, определяя количество птиц (иногда они запускают в небо стаю птиродактелей.). Стекла окон окрасим серым цветом, нарисуем кистью и распылителем облака. Рисунок готов.

Работы, выполненные учащимися
(Щелкните по миниатюре, чтобы увидеть большое изображение)

Работа 1
Работа 2
Работа 3
Работа 4
Работа 5
Работа 6
Работа 7
Работа 8
Работа 9

Типичные трудности и методы их преодоления

Тема рассчитана на два урока, т.е. на 4 учебных часа. Объем работы большой, и хотелось бы увеличить количество часов для более тщательной проработки рисунка. Однако, удержать интерес ребенка к одной теме на протяжении большего времени, на данном этапе обучения, сложно. Ниже приведены детские работы, которые не очень тщательно проработаны с точки зрения взрослого, но находятся на пике тщательности этой возрастной категории на данном этапе обучения. Интерес к мелкой прорисовке и получение удовольствия от нее приходит с темой «пейзаж», когда ученики уже свободно владеют всем инструментарием редактора.
Иногда дети с завышенными требования к себе хотят сразу нарисовать волшебные замки, да еще не хуже, чем выдающиеся художники. Они усложняют и композицию, и технологию, в результате – разочарование в себе и утрата интереса к работе. Рекомендуется мягко корректировать их планы, предлагая более реальные и простые варианты, стараясь сохранить при этом образ, созданную автором мечту. Важна успешность каждого ребенка на каждом уроке, и наша задача – помочь ему в этом.

Вверх