УРОКИ

Уроки


Урок 1 -   Витраж
Урок 2 -   Витраж (продолжение)
Урок 3 -   Графические примитивы
Урок 4 -   Зеркальное отображение. Контраст, нюанс
Урок 5 -   Геометрический орнамент
Урок 6 -   Растительный орнамент
Урок 7 -   Дом моей мечты
Урок 8 -   Павловопосадские платки
Урок 9 -   Работа с текстом
Урок 10 - Храм
Урок 11 - Работа с библиотекой изображений
Урок 12 - Новогодние фантазии

Урок 13 - Новогодняя открытка
Урок 14 - Рождественская открытка
Урок 15 - Букет в вазе
Урок 16 - Лоскутный стиль
Урок 17 - Хохлома
Урок 18 - Жар-птица
Урок 19 - Пейзаж
Урок 20 - Обложка книги
Урок 21 - Ткани
Урок 22 - Пасхальная открытка
Урок 23 - Герои мультфильмов


Урок 16. Лоскутный стиль

Цель урока: закрепление навыков работы с инструментами, изученными в уроках 1-15. Создание собственных рисунков тканей командой Edit Pattern. Построение лоскутной композиции.

Комментарии

Данная тема направлена на развитие художественного вкуса и фантазии на основе создания эскиза к старейшему из рукоделий – лоскутному стилю. Первые упоминания об искусстве использования различных тканей в композиционном единстве для создания изделий бытового назначения встречаются в исторических описаниях, датированных XI веком. Ткань – материал недолговечный, поэтому время и место возникновения лоскутной техники весьма условны. Не исключена возможность появления лоскутного рукоделия в нескольких странах одновременно. Однако, принято считать, что зародилась эта техника в Англии, а потом постепенно распространилась в другие страны. Изделия из лоскута стали появляться на Руси, в Европе, Америке, Австралии.

Причиной появления своеобразного лоскутного шитья являлась бедность. Именно она вынуждала женщин из остатков старой одежды делать новую, а также сохранять и использовать обрезки ткани, оставшиеся при изготовлении одежды.

Идея геометрического подбора различных кусков ткани идет от традиционного народного ремесла. Не исключено, что толчком к появлению лоскутных орнаментов послужило древнее искусство создания мозаичных композиций, дошедшее до нас из глубины веков, недаром шитье из лоскута называют также «лоскутной мозаикой». С годами отношения к лоскутному стилю, как вынужденному выходу из бытовых коллизий, ушло в прошлое. В настоящее время шитье из лоскута рассматривается как искусство. Лоскутные художественные изделия по праву заняли достойное место среди произведений декоративно-прикладного творчества во многих странах мира. Экспозиции музеев США, Германии, Швеции, Швейцарии, Австралии и других стран содержат целые коллекции изделий, выполненных в стиле лоскутной техники. Имеется такая коллекция и во Всероссийском музее декоративно-прикладного искусства.

Гармоничным сочетанием тканей, различными цветовыми и геометрическими решениями можно достичь удивительных зрелищных эффектов. Вещи, выполненные в лоскутном стиле, притягивают внимание своим разнообразием и многоцветием. Они применимы для убранства кухни, спальни (салфетки, прихватки для горячего, скатерти, наволочки, одеяла, накидки, пледы), или гостиной (декоративные панно). Используется лоскутный стиль и для украшения одежды.

План урока

  1. Рассказ о геометрических формах, применяемых при композиционном построении изделия в лоскутном стиле. Демонстрация изделий, созданных в лоскутном стиле (Иллюстративный материал к уроку 16).
  2. Построение учителем лоскутной композиции с объяснением приемов, облегчающих выполнение рисунка. Демонстрация работ учащихся (Работы учащихся к уроку 16) с анализом форм, которые были использованы для создания лоскутной композиции.
  3. Самостоятельная работа учащихся.
  4. Коллективный анализ детских работ.

Иллюстративный материал
(Щелкните по миниатюре, чтобы увидеть большое изображение)

пример 1
пример 2
пример 3
пример 4
пример 5
пример 6

Основная задача урока – научить создавать рисунок ткани в команде Edin Pattern, компоновать эти ткани по расцветке и фактуре. Ниже на рисунках приведены композиции, выполненные в лоскутном стиле и «образцы материала», из которых «сшиты» эти композиции.

Создадим панно, выполненное в лоскутном стиле, предназначенное для украшения жилой комнаты. Какой мы хотим видеть эту комнату: освежающе холодной, согревающе теплой, нейтральной? Будет эта комната расположена в доме, на даче? Выбор предлагается сделать сообразно состоянию и настроению учителя, т.к. если у него в данный момент потребность в горящем камине, теплом пледе, зимнем домашнем уюте, рисование светлых охлаждающих интерьеров будет создавать внутреннее напряжение, которое мало способствует свободному творчеству.
Выберем зиму, тепло дома, согревающие краски. Возникает проблема композиции. Конкретная, абстрактная? Попробуем создать что-нибудь пластичное, например, фантастические цветы.
Зафиксируем на экране прямоугольник, в котором карандашом нарисуем эскиз композиции.

Затем создадим в Edit Pattern образцы «тканей», из которых будем составлять композицию. Воспользовавшись заливкой, закрасим наш рисунок.

Не рекомендуется делать композицию избыточно сложной, чтобы у ребенка не возникли сомнения в успешности его работы.

Работы, выполненные учащимися
(Щелкните по миниатюре, чтобы увидеть большое изображение)

Работа 1
Работа 2
Работа 3
Работа 4
Работа 5
Работа 6

Типичные трудности и методы их преодоления

Несмотря на кажущуюся легкость, данная тема очень сложна для ребенка. Ему приходится не только сочинять рисунок ткани, подбирать рисунки так, чтобы ткани сочетались по цвету и «фактуре», но и создавать связную композицию, которую нужно уравновесить. Дети создают рисунки ткани с большим удовольствием, но при использовании этих тканей они часто «смазывают» композицию, делая ее пестрой и не читаемой. Вторая трудность – перегруженность композиции «тяжелыми» по расцветке тканями, когда каждая из созданных тканей сама по себе интересна, но в конкретном объекте эти ткани плохо сочетаются. Поэтому следует особо отметить, что в лоскутном стиле используются не только ткани с ярким рисунком, но и гладкокрашенные. Именно чередование тех и других создают композиционное единство. Работа может выполняться как по контрасту, так и нюансу, композиция может быть симметричной или несимметричной, конкретной или абстрактной. Главное – уравновешенность композиции, читаемость ее, и гармоничное сочетание цветов. Можно предложить детям определить, где они будут использовать созданную композицию (в спальне, на кухне, в гостинной, на даче, в детском саду, офисе, и т.д.), какое они хотят создать настроение, какие чувства вызвать своей композицией.
В течение всего обучения дети работали с цветом, разбирали удачные и неудачные сочетания цветов, поэтому данная тема позволяет отследить, насколько они успешно усвоили гармоничное сочетание цветов.

Вверх