УРОКИ

Уроки


Урок 1 -   Витраж
Урок 2 -   Витраж (продолжение)
Урок 3 -   Графические примитивы
Урок 4 -   Зеркальное отображение. Контраст, нюанс
Урок 5 -   Геометрический орнамент
Урок 6 -   Растительный орнамент
Урок 7 -   Дом моей мечты
Урок 8 -   Павловопосадские платки
Урок 9 -   Работа с текстом
Урок 10 - Храм
Урок 11 - Работа с библиотекой изображений
Урок 12 - Новогодние фантазии

Урок 13 - Новогодняя открытка
Урок 14 - Рождественская открытка
Урок 15 - Букет в вазе
Урок 16 - Лоскутный стиль
Урок 17 - Хохлома
Урок 18 - Жар-птица
Урок 19 - Пейзаж
Урок 20 - Обложка книги
Урок 21 - Ткани
Урок 22 - Пасхальная открытка
Урок 23 - Герои мультфильмов


Урок 11. Работа с библиотекой изображений

Цель урока – освоение навыков работы с библиотекой изображений: выбор тематического раздела библиотеки, выбор изображения из раздела, извлечение изображения, изменение размеров изображения, перемещение изображения по экрану, фиксация изображения.

Комментарии

Библиотека в редакторе Picture Maker – векторная, что позволяет масштабировать изображения как в сторону уменьшения их, так и в сторону увеличения, без искажения формы оригинала. Библиотека содержит обширный каталог тематических разделов. Некоторыми разделами дети пользуются с удовольствием (Animal, PM), для использования других разделов библиотеки требуется фантазия, как учителя, так и ребенка. Например, можно из нот делать орнамент рокайль, и т.д.

Авторы курса считают, что использование изображений, созданных разработчиками редактора, желательно свести к минимуму. Оно способствует развитию манипуляционных, но не художественных навыков, т.к. художественное качество библиотечных изображений весьма спорно. Более того, размещение библиотечных изображений на «живых» детских работах часто выглядит чем-то бутафорским, плохо сочетающимся с тканью детского рисунка.
Однако, библиотека – одна из инструментальных возможностей редактора, и должна быть изучена.

План урока

  1. Демонстрация учителем работы с библиотекой изображений.
  2. Самостоятельная работа учащихся с библиотекой изображений.
  3. Создание композиции с использованием библиотечных изображений.
  4. Коллективный анализ детских работ.

Для вызова в библиотеки изображений используем меню Tools – Library. На экране дисплея появилось диалоговое окно.

При запуске библиотеки первым появляется тематический раздел библиотеки People – люди. Для просмотра содержания раздела активизируем строку View Picture. Последовательным нажатием левой кнопки «мыши» производится просмотр изображений, содержащихся в разделе. Когда изображение для фиксации на экране выбрано, следует нажать правую кнопку «мыши» – таким способом осуществляется отказ от дальнейшего просмотра тематического раздела библиотеки. На вопрос диалогового окна «Draw Picture» отвечаем «Yes”.

Выбранное из библиотеки изображение появляется на экране дисплея в верхнем левом углу. Бегущая рамка обозначает, что изображение можно перемещать по экрану. Введем внутрь области, ограниченной бегущей рамкой (выделеная область) стрелку и нажмем левую клавишу “мыши”. Рамка останавливает движение, ее можно перемещать по экрану. Выбрав желаемое расположение изображения, нажимаем левую клавишу “мыши”, и изображение помещается внутрь рамки. Расположив стрелку вне рамки, нажимаем левую клавишу “мыши”. Изображение окрашивается красками, выбранными разработчиками. Для отказа от бегущей рамки нажимаем левую клавишу “мыши” вне пространства рамки. Изображение зафиксировано.

При желании, можно изменить цвета, которыми раскрашено изображение. Простые цвета перекрашиваем, используя заливку, сложные цвета (из палитры узоров) перекрасить можно только кистью. Обратите внимание, что при работе с библиотекой у нас (по умолчанию) активизирован режим Multiple Color Fill (см. рисунок выше). Этот режим обозначает, что выбранное изображение будет раскрашено сообразно представлениям разработчиков. Активизировав режим One Color Fill, мы может создавать собственную раскраску изображений. Для этого из палитры цветов выбираем цвет контура изображения, из палитры узоров – цвет закраски. Рекомендуется выбирать белый цвет, в этом случае различные части изображения можно окрашивать различными цветами.

Режим One Color Fill удобен, например, в том случае, когда мы создаем фантастических животных: золотого оленя для новогодней открытки, розового динозавра для фантастического пейзажа, и т.д.

Для перехода в другой тематический раздел библиотеки необходимо левой клавишей «мыши» нажать на строку Change Library, после чего переходим в каталог тематических разделов.

В разделе Filename выбираем необходимый раздел и извлекаем его для просмотра, ответив утвердительно на вопрос Get Library File диалогового окна. Стрелки справа от раздела Filename позволяют в поисках нужного тематического раздела «перематывать» библиотеку как магнитофонную ленту.

Теперь научимся изменять размеры библиотечного изображения. Для этого извлечем на экран дисплея из библиотеки любое изображение, введем в пространство, очерченное бегущей рамкой, стрелку и нажмем правую кнопку “мыши”. Движение рамки останавливается, двигая “мышь” мы увеличиваем или уменьшаем размеры изображения. Делая эти изменения, мы сохраняем пропорции изображения, или искажаем их, сообразно преследуемым целям. Окраска и фиксация полученного изображения производится ранее описанным способом.

Для освоения навыков работы с библиотекой изображений учащимся предлагаются следующие задания.

Задание 1.
Осуществить просмотр тематических разделов библиотеки с извлечением и фиксацией на экране понравившихся изображений.

Задание 2.
Создать связную композицию по собственному выбору, соблюдая пропорции изображений, включенных в композицию. Например, “интерьер офиса”, “заологический парк”, “фантастический мир” и т.д.

Создадим композицию “интерьер офиса”. Для этого обозначим трехмерное пространство, используя резиновую линию.

Из тематического раздела библиотеки PM извлечем мебельную стенку, изменим ее размеры и зафиксируем на заднем плане.

Окрашена стенка довольно мрачно, поэтому попробуем изменить те части окраски ее, которые поддаются перекрашиванию с помощью заливки. При этом будем помнить, что мы создаем интерьер служебного помещения, где яркие тона неуместны. Далее, из того же раздела библиотеки, извлечем предметы, которые могут быть полезны в офисе.

Изменим окраску пенала для бумаг, сделаем листы бумаги разноцветными. Извлечем из тематического раздела Maps контурную карту, изменим ее размеры и разместим на глобусе.

Теперь займемся озеленением офиса. Для этого из раздела PM извлечем игральную кость и приспособим ее под напольное кашпо. Достанем какое-нибудь дерево, исказим пропорции его, и получим растение, которое может расти в нашем кашпо. Далее попробуем изобразить вьющуюся растительность на стене (рисуем в микроскопе). Затем создадим в Edit Patern рисунок обоев, и подберем напольное покрытие по цвету.

Типичные трудности и методы их преодоления

Дети иногда излишне увлекаются готовыми изображениями, стараются вставлять уже имеющиеся примитивы, а не рисовать. Учителю необхоимо увлечь учащихся реализацией собственных фантазий, поскольку курс рассчитан прежде всего на самостоятельное рисование, а не “собирание” рисунка из готовых фрагментов.

Обучая детей до четырнадцати лет, необходимо иметь в виду, что они эмоционально поляризованы. Им нужно чувствовать – и это правильно – красоту и мудрость. От них не следует ожидать рассудительности, даже если они демонстрируют очевидную способность к ней. Отслеживание динамики развития ребенка (его цветовосприятия, композиции рисунка и т.д.) укрепляет субъективную сопряженность с ребенком, что гораздо важнее для получения результата, чем многие месяцы словесной накачки в попытках передать идею.

Вверх