УРОКИ

Уроки


Урок 1 -   Витраж
Урок 2 -   Витраж (продолжение)
Урок 3 -   Графические примитивы
Урок 4 -   Зеркальное отображение. Контраст, нюанс
Урок 5 -   Геометрический орнамент
Урок 6 -   Растительный орнамент
Урок 7 -   Дом моей мечты
Урок 8 -   Павловопосадские платки
Урок 9 -   Работа с текстом
Урок 10 - Храм
Урок 11 - Работа с библиотекой изображений
Урок 12 - Новогодние фантазии

Урок 13 - Новогодняя открытка
Урок 14 - Рождественская открытка
Урок 15 - Букет в вазе
Урок 16 - Лоскутный стиль
Урок 17 - Хохлома
Урок 18 - Жар-птица
Урок 19 - Пейзаж
Урок 20 - Обложка книги
Урок 21 - Ткани
Урок 22 - Пасхальная открытка
Урок 23 - Герои мультфильмов


Урок 17. Хохлома

Цель урока: наработка навыков свободного владения инструментом карандаш.

Комментарии

Хохлома - старинный русский народный промысел, возникший в 17 веке в Заволжье (село Семино Нижегородской губернии). Это, пожалуй, самый известный вид русской народной живописи. Он представляет собой декоративную роспись по деревянной посуде и мебели, выполненную красным и черным (реже зеленым) тонами и золотом по золотистому фону. Для хохломской росписи характерна оригинальная окраска дерева в золотистый цвет без применения золота. При выполнении росписи на дерево наносят не золотой, а серебристый оловянный порошок. Потом изделие покрывают специальным составом и три-четыре раза обрабатывают в печи. Тогда и появляется этот восхитительный медово-золотой цвет, благодаря которому легкая деревянная посуда кажется массивной. Традиционный хохломской орнамент – сочные красные ягоды земляники и рябины, цветущие ветки.

Первоначально слово Хохлома означало название одной из торговых деревень. Сюда мастера из окрестных деревень приносили свои изделия. Это было время возрождения России, наступившего после длительного периода внутренней смуты, сопровождавшейся иноземной агрессией, время обновления храмов и церквей. В стране стали все активнее подниматься ремесла, а народные промыслы стали дополнительным источником существования для крестьян. Новый промысел объединил вековые традиции местных жителей и беженцев, стремящихся уйти от крепостной зависимости на новое место.

План урока

  1. Рассказ о хохломской росписи. Демонстрация изделий, созданных хохломскими мастерами (Иллюстративный материал к уроку 17).
  2. Построение учителем композиции на экране дисплея в стиле Хохломы с объяснением приемов, присущих данному виду народного творчества. Демонстрация работ учащихся (Работы учащихся к уроку 17).
  3. Самостоятельная работа учащихся.
  4. Коллективный анализ детских работ.

Иллюстративный материал
(Щелкните по миниатюре, чтобы увидеть большое изображение)

пример 1
пример 2
пример 3
пример 4
пример 5
пример 6
пример 7
пример 8
пример 9

Создадим рисунок по мотивам хохломской росписи. Роспись, используемая в народных промыслах, необыкновенно пластична, «текуча». Именно этой стилистике будем обучаться на уроке.
Сначала поупражняемся в элементах росписи, таких как «капельки» и «кустики». Эти элементы позволяют освоить движение «мышью», создающие плавные линии.

Можно попробовать упражнение, изображенное на следующем рисунке. Упражнение в значительной степени раскрепощает движение руки и создает устойчивые навыки рисования плавных линий.

Затем нарисуем изогнутую линию, которую украсим веточками смородины.

Ягоды рисуем графическим примитивом овал, затем тиражируем их вдоль веток, «носики» и точечки ягодкам дорисоваваем в микроскопе. Украсим созданный рисунок стилизованными листьями.

Теперь создадим фрагмент росписи с веткой рябины. Технология создания ягод рябины - прежняя (графический примитив овал), листья рисуются в стилистике «капельки».

Работы, выполненные учащимися
(Щелкните по миниатюре, чтобы увидеть большое изображение)

Работа 1
Работа 2
Работа 3
Работа 4
Работа 5
Работа 6

Типичные трудности и методы их преодоления

Рисование карандашом – самая сложная часть работы в графических редакторах, однако, она должна быть освоена, т.к. при создании самых разных рисунков в той или иной степени используется этот инструмент. Тема технически сложна как для учителя, так и для учащихся. Для выполненя работы необходима «мышь» хорошего качества, позволяющая осуществлять рисование гладких плавных линий, в ином случае, ничего, кроме разочарования, ребенок с урока не вынесет. Материал урока требует тщательности и кропотливости в прорисовке мелких деталей, что трудно дается детям 10 – 12 лет. Задача учителя состоит в создании такого эмоционального фона урока, который радостью компенсирует технические трудности. Рекомендуется принести на урок изделия хохломского промысла, которые есть у учителя и учеников дома. «Живые» хохломские изделия очень красочные и теплые, их наличие в значительной степени повышает эмоциональный фон урока, даже если это привычные ложки или миски.

Как показывает опыт, эффективность урока в значительной мере зависит от владения учителем инструментом карандаш. Если учитель испытывает затруднения в рисовании карандашом, его внутреннее напряжение передается учащимися. Поэтому учителю рекомендуется или наработать технику рисования данным инструментом, или заменить тему на какую-нибудь другую, которая даст возможность учащимся освоить рисование карандашом. Например, рисование карандашом ягод с листиками, цветов с листьями, и т.д. Иллюстративный материал в этом случае можно найти в детских раскрасках, где элементы растений и цветов нарисованы крупно и тщательно.

Как правило, профессиональные художники относятся резко отрицательно к попыткам создания хохломских рисунков на компьютере, т.к. по их, вполне обоснованному, мнению хохломская роспись требует ощущения тепла дерева в руках, мягкой колонковой кисти, т.е. совсем других тактильных ощущений, чем способна дать «мышь». Мы не настаиваем на том, что дети создают именно хохломскую роспись, они создают рисунки по мотивам хохломской росписи, не более того. Однако, знакомство с народными промыслами, созданными на основе архетипов коллективного бессознательного, очень полезно для развития ребенка.

Вверх