УРОКИ

Уроки


Урок 1 -   Витраж
Урок 2 -   Витраж (продолжение)
Урок 3 -   Графические примитивы
Урок 4 -   Зеркальное отображение. Контраст, нюанс
Урок 5 -   Геометрический орнамент
Урок 6 -   Растительный орнамент
Урок 7 -   Дом моей мечты
Урок 8 -   Павловопосадские платки
Урок 9 -   Работа с текстом
Урок 10 - Храм
Урок 11 - Работа с библиотекой изображений
Урок 12 - Новогодние фантазии

Урок 13 - Новогодняя открытка
Урок 14 - Рождественская открытка
Урок 15 - Букет в вазе
Урок 16 - Лоскутный стиль
Урок 17 - Хохлома
Урок 18 - Жар-птица
Урок 19 - Пейзаж
Урок 20 - Обложка книги
Урок 21 - Ткани
Урок 22 - Пасхальная открытка
Урок 23 - Герои мультфильмов


Урок 3. Графические примитивы: «резиновая линия», овал, прямоугольник

Цель урока – обучение работе в редакторе графическими примитивами.

Комментарии

Графические примитивы – часто используемые инструменты, которые позволяют создавать геометрические фигуры с различной толщиной и типом контуров ограничивающих линий. Навыки создания геометрических фигур, поворотом и копирования их применяются в течение всего курса.

План урока

  1. Освоение навыков создания геометрических фигур с различной толщиной ограничивающего контура.
  2. Выполнение заданий 1 – 4.
  3. Самостоятельная работа учащихся.
  4. Коллективный анализ детских работ.

Задание 1. Построение прямоугольников

В поле инструментов и линий выберите графический примитив прямоугольник, подведя к нему курсор и нажав левую кнопку «мыши». Задайте толщину линии, для чего курсором в поле стиля линий выберите желаемую толщину. Переведите курсор в рабочее поле и, нажав левую кнопку «мыши», зафиксируйте вершину прямоугольника, затем растяните рамку движением мыши с прижатой левой кнопкой до желаемой формы прямоугольника. Для фиксации фигуры нажмите правую кнопку «мыши». Изображение зафиксировано на экране, однако первая вершина все еще закреплена. Если вы хотите изобразить несколько прямоугольников с одной вершиной, следует снова растянуть рамку до желаемой величины и снова нажать правую кнопку «мыши». И так – до тех пор, пока вы не зафиксируете требуемое количество прямоугольников, обладающих общей левой верхней вершиной. Для отказа от дальнейшей фиксации прямоугольников (освобождения от закрепления общей вершины), нажмите левую кнопку «мыши».

Если вы случайно выполнили не то действие, его можно отменить, с помощью меню Edit – Undo и нажав левую клавишу “мыши”. Результаты последней операции будут отменены. Если эти действия повторить еще раз, отмененное восстановится.
Зафиксируйте на экране несколько прямоугольников разного размера и раскрасте их различными цветами.

Задание 2. Построение овалов

Для построения овала в поле инструментов выберем графический примитив овал, в поле стиля линий – желаемую толщину линии. Овал фиксируется от его центра, поэтому в рабочем поле выбираем точку, которая будет служить центром овала, и нажимаем левую кнопку “мыши”. Затем растягиваем овал (движением мыши с прижатой левой клавишей), фиксируем его нажатием правой кнопли “мыши”. Однако, центр овала остается закрепленным, поэтому, по ананалогии с прямоугольником, мы можем нарисовать любое количество овалов с центром в данной точке.

Для отказа от фиксирования нажимаем левую кнопку “мыши”.
Зафиксируйте на экране несколько овалов различной формы и раскрасте их.

Затем попробуйте создать какую-нибудь композицию из овалов.

Композиция 1 выполнена по цветовому нюансу, композиции 2 и 3 – по цветовому контрасту.

Задание 3. Построение прямых и ломаных линий

Резиновая линия” – инструмент для построения линий, выбирается в поле инструментов. В поле стиля линий выбираем желаемую толщину линии, в поле палитры– цвет линии. Начало линии фиксируется нажатием левой кнопки “мыши”, конец линии фиксируется нажатием правой кнопки “мыши”. Отказ от фиксации осуществляется нажатием левой кнопки “мыши”.
Проведем несколько разноцветных линий, различного стиля и различной толщины.

Затем построим несколько ломаных линий.

Задание 4. Построение композиции из геометрических фигур с использованием всех перечисленных графических примитивов

Теперь, когда мы умеем пользоваться всеми графическими примитивами, можно немного пофантазировать, используя их. Поскольку графические примитивы работают только с палитрой цветов, а мы можем захотеть иметь линии, окрашенные палитрой узоров, то, воспользовавшись инструментом заливка, можно перекрасить линии, если они достаточно толстые. Узорные линии вызывают дополнительный интерес детей.

Типичные трудности и методы их преодоления

Техническая сторона урока (освоение навыков работы с графическими примитивами) трудностей не вызывает. Гораздо более проблематична работа детей с цветом. Отследите, какие цвета доминируют в работах ваших детей, сочетаются ли эти цвета между собой, какие состояния идентифицируют эти цвета. Встречаются очень тяжелые по цвету композиции, перегруженные, создающие угнетающее состояние. Отметьте, кто из детей склонен к ним, попробуйте изменить в их работах цветовую гамму, обсуждая с ребенком, какие у него возникают при этом ощущения. Не делайте сразу выводов о депрессивных тенденциях ребенка: ему может быть дискомфортно на уроке, или он пришел на урок в дискомфортном или угнетенном состоянии, сформированном ранее. Отмечая преобладающие краски и формы в работах детй (тяжелые – легкие, темные – светлые), отследите динамику. Мягко и ненавязчиво попробуйте предложить ему другие, делая композицию светлее и легче. Иногда дети очень радуются предлагаемым изменениям в их работах, их состояние становится менее скованным и угнетенным.

Следующая проблема – цветовой инфантилизм, когда ребенок выбирает цвета, подходящие больше для младшей группы детского сада (розовые, бирюзовы, желтые и т.д.), чем для школьника его возраста, создавая смазанную и бесформенную композицию. Метод тот же – предлагайте свои варианты, фрагментарно меняя закраску рисунков, но не директивно, а в диалоге с учеником: “Что будет, если мы попробуем изменить этот цвет? Тебе нравится? Как ты думаешь, будет ли лучше, если…”

Следующая проблема: резкие, агрессивные краски. Учитывая, что выбор краски точно отражает душевное состояние, можно говорить о повышенном уровне тревожности ребенка. Иногда это носит сколь ярко выраженный характер, что у человека с гармоничным цветовосприятием может вызвать отторжение, вплоть до цветового шока. К этому тоже следует быть готовым. Метод работы прежний: пытайтесь предлагать свои варианты, мягко, легко, в диалоге. Многолетний опыт показывает, что гармоничное цветовосприятие и цветопредпочтение в течение года постепенно устанавливается даже у тех детей, которые имеют ярко выраженную тенденцию к цветовой дисгармонии.

Обучая детей до четырнадцати лет, необходимо иметь в виду, что они эмоционально поляризованы. Им нужно чувствовать – и это правильно – красоту и мудрость. От них не следует ожидать рассудительности, даже если они демонстрируют очевидную способность к ней. Отслеживание динамики развития ребенка (его цветовосприятия, композиции рисунка и т.д.) укрепляет субъективную сопряженность с ребенком, что гораздо важнее для получения результата, чем многие месяцы словесной накачки в попытках передать идею.

Вверх