УРОКИ

Уроки


Урок 1 -   Витраж
Урок 2 -   Витраж (продолжение)
Урок 3 -   Графические примитивы
Урок 4 -   Зеркальное отображение. Контраст, нюанс
Урок 5 -   Геометрический орнамент
Урок 6 -   Растительный орнамент
Урок 7 -   Дом моей мечты
Урок 8 -   Павловопосадские платки
Урок 9 -   Работа с текстом
Урок 10 - Храм
Урок 11 - Работа с библиотекой изображений
Урок 12 - Новогодние фантазии

Урок 13 - Новогодняя открытка
Урок 14 - Рождественская открытка
Урок 15 - Букет в вазе
Урок 16 - Лоскутный стиль
Урок 17 - Хохлома
Урок 18 - Жар-птица
Урок 19 - Пейзаж
Урок 20 - Обложка книги
Урок 21 - Ткани
Урок 22 - Пасхальная открытка
Урок 23 - Герои мультфильмов


Урок 8. Павловопосадские платки

Цель урока: закрепление навыков работы с инструментами, изученными в уроках 1-7, обучение работе с командой Rotate (произвольный поворот).

Комментарии

Темой павловопосадские платки открывается цикл занятий, которые посвящены народным промыслам. Для детей в возрасте 7 – 12 лет слова «народные промыслы» мало что говорят, поэтому им нужно рассказать, как вообще рождалось народное искусство, что служило побудительным мотивом для человека, который вдруг стал создавать то, что впоследствии стало называться народным промыслом. И в самом деле, как рождается любой промысел?
Предлагаем собственную версию относительно рождения павловопосадских платков.

На Руси женщины всегда любили покрывать голову платком, потому что это удобно и красиво. Зимы у нас холодные, и мастерицы из Ориенбурга научились вязать платки на спицах из козьего пуха, да такие красивые и сложные узоры вывязывали, что прославились на всю страну.
В маленьком городке Павловский Посад, который находится в Московской области, женщины стали делать платки из ткани, как правило, однотонные. Хорошие были платки: теплые, мягкие, удобные, но не радостные. Одной из женщин, которая была веселым и жизнелюбивым человеком, захотелось украсить платок, сделать его ярким и праздничным. Она взяла краски и украсила свой платок диковинными цветами, да так искусно, что женщины городка тоже захотели носить яркие, красивые платки. Каждая из них придумывала свои узоры и цветы, такие, выражая этим свой собственный светлый и радостный душевный мир, свое понимание красоты. Постепенно сложилась традиция, которая вобрала в себя лучшие фантазии женщин, и слава о мастерицах распространилась по всей Руси. К мастерицам Павловского Посада стали обращаться с заказами женщины из других городов. Сложился промысел, традиции которого передавались из поколения в поколение. Каждое поколение добавляло что-то новое, свое выражение радости жизни, любви к ней, потому что любое творчество – от любви к жизни, от желания жизнь украсить, ибо не бывает художественного творчества от ненависти, скуки и безразличия.
В 1795 году крестьянин Иван Лабзин открыл фабрику по выпуску шелковых платков. В середине XIX его правнук Яков Лабзин начал производство шерстяных платков с красочным набивным рисунком.
Изделия фабрики всегда высоко ценились в России и за ее пределами. Они привлекают тщательной разработкой рисунка, в основе которого лежат цветочные, реже – орнаментальные композиции. Мода на павловопосадские платки не проходит вот уже более двухсот лет.

Можно совершить виртуальную экскурсию в музей павловопосадской мануфактуры по адресу www.platki.ru в интернете. Образцы платков из музея представлены в Иллюстративном материале к уроку 8.

Что характерно для павловопосадских платков, какая композиция, цветовая гамма? Цвет фона у многих платков – черный, встречаются платки на темно-зеленом, бордовом, красном, коричневом, кремовом фоне. Реже встречается темно-синий фон. Как правило, центр платка не записан, кайма – богато украшена. Поскольку платок при ношении на голове или на плечах складывается по диагонали, акцент сделан на художественное оформление углов платка.
Преобладает теплая цветовая гамма при росписи платка, однако, встречаются серые, синие и голубые тона.

План урока

  1. Рассказ о художественных промыслах России и павловопосадском платочном промысле.
  2. Демонстрация иллюстративного материала (Иллюстративный материал к уроку 8).
  3. Создание учителем рисунка по обозначенной теме. Демонстрация технологии работы командой Rotate (новый инструмент).
  4. Демонстрация работ учащихся (Работы учащихся к уроку 8).
  5. Самостоятельная работа учащихся.
  6. Коллективный анализ детских работ.

Иллюстративный материал
(Щелкните по миниатюре, чтобы увидеть большое изображение)

Платок 1
Платок 2
Платок 3
Платок 4
Платок 5
Платок 6
Платок 7
Платок 8
Платок 9

Технология создания платка на экране представлена на последующих рисунках. Собственно, вся тема была придумана для того, чтобы показать команду Rotate, но показать в таком контексте, который побуждал бы эту команду освоить, ибо без нее – невозможно обойтись, а создать платок очень хотелось бы.
Создание платка, начинается с построения квадрата. На экране прикидываем, какой по размеру квадрат нужно сделать, чтобы на экране разместилось 4 квадрата. Создав один квадрат, далее используем ту же технологию, что и при создании орнаментов с зеркальным вертикальным и горизонтальным отображением.
Приступим к созданию 1/4 платка.

Рисуем квадрат (графическим примитивом прямоугольник), проводим пунктирную диагональ, выбираем форму кисти для рисования каймы. Здесь можно взять кисть потолще, чтобы на прорисованной ею линии позднее расположить цветочный рисунок. Но это – по желанию, т.к. возможно рисование каймы и узорами. Основная трудность – создание симметричного рисунка относительно диагонали квадрата, скорее всего, здесь учителю придется некоторым ученикам помогать. Как правило, несколько человек из группы не справляется с этим этапом работы качественно. Если угол платка получается не симметричным, то даже при большом старании в дальнейшем, платок «не вытянуть», не исправить. Поэтому следует помогать учащимся в преодолении этого этапа создания композиции.
Прорисовав форму каймы, попробуем ее украсить. Здесь пригодятся умения рисовать в микроскопе и тиражировать нарисованное изображение.

Больше нам диагональ не нужна, мы ее стираем ластиком, а от правого нижнего угла квадрата, как от центра, строим окружность (применив графический примитив овал). Расположив на окружности уже прорисованный цветок, выделим, таким образом, центр платка. Ненужную часть окружности сотрем ластиком, в микроскопе нарисуем цветок покрупнее и посложнее, чем предыдущий.

Выберем в панели инструментов рамку, «оденем» в нее наш цветок и в меню Editor выберем команду Rotate. Повернем наш цветок так, чтобы он был параллелен диагонали квадрата, зафиксируем (тиражируем) его несколько раз внутри квадрата для создания законченной композиции угла платка. Закрасим поле платка черным цветом.

Теперь соберем платок из четырех квадратов подобно тому, как мы собирали элемент орнамента, содержащий горизонтальное и вертикальное зеркальное отображение.

Полученный платок имеет неровные края. Выровняем его, заключив в больший квадрат и залив черным цветом промежуток между квадратами.
Можно считать, что платок готов. Однако, существует возможность дополнительно его украсить, введя окаймление из палитры узоров.

Работы, выполненные учащимися
(Щелкните по миниатюре, чтобы увидеть большое изображение)

Работа 1
Работа 2
Работа 3
Работа 4
Работа 5
Работа 6

Типичные трудности и методы их преодоления

Технические трудности при создании композиции уже были описаны: создание симметричного относительно диагонали квадрата рисунка. Все остальные этапы работы были много раз повторены на предыдущих уроках, поэтому выполняются сравнительно легко.
Проблемой является подбор палитры цвета для платка, гармоничное сочетание этих цветов. Часто, дети, представители этнических меньшинств, родившиеся и выросшие в других регионах (Кавказ, Средняя Азия) создают платки сообразно присущей этому этносу традиции, несмотря на то, что всем одинаково объясняют какие каноны цветовой гаммы павловскопосадских платков. Эти случаи – ярчайшие примеры коллективного бессознательного. Иногда ребенок родился и вырос в Санкт-Петербурге, а в работах его прослеживается цветопредпочтение Востока. Выясняется, что родители там родились и выросли, генетические корни ребенка – восточные.
В таких случаях, при коллективном анализе работ, рекомендуется тщательно разбирать отличие в цветопредпочтении, объяснять детям, почему такие различия происходят, и как это замечательно, что мы – такие разные. Мир от этого становится только ярче, светясь своими различными гранями, создавая красочную мозаику.
Следует отметить, что в Средней Азии (Узбекистане) существует около 40 слов для обозначения оттенков синего и голубого, а люди, живущие в средней полосе России их просто не видят. У эскимосов существует более 30 слов, обозначающих оттенки белого цвета. Люди, живущие в средней полосе России и в Средней Азии их тоже не видят. Таким образом, отмечаем, что цветоразличение человека во многом зависит и от климатических условий, в которых этот человек родился и вырос.
Преобладание холодной гаммы в Азии вызвано тем, что людям в жарком климате хочется зрительно остудить предметы. Даже в самую большую жару, только приближаясь к фонтану или бассейну, стенки которого выложены голубой плиткой, испытываешь чувство прохлады.
Люди, живущие на Севере, Северо-Западе России, на Урале, в Сибири, где зимы морозные, а лето гораздо короче, чем на Юге, и не такое жаркое, испытывают желание зрительно согреть предметы. Поэтому в народных промыслах этих климатических зон очень много теплых тонов.

Вверх