УРОКИ

Уроки


Урок 1 -   Витраж
Урок 2 -   Витраж (продолжение)
Урок 3 -   Графические примитивы
Урок 4 -   Зеркальное отображение. Контраст, нюанс
Урок 5 -   Геометрический орнамент
Урок 6 -   Растительный орнамент
Урок 7 -   Дом моей мечты
Урок 8 -   Павловопосадские платки
Урок 9 -   Работа с текстом
Урок 10 - Храм
Урок 11 - Работа с библиотекой изображений
Урок 12 - Новогодние фантазии

Урок 13 - Новогодняя открытка
Урок 14 - Рождественская открытка
Урок 15 - Букет в вазе
Урок 16 - Лоскутный стиль
Урок 17 - Хохлома
Урок 18 - Жар-птица
Урок 19 - Пейзаж
Урок 20 - Обложка книги
Урок 21 - Ткани
Урок 22 - Пасхальная открытка
Урок 23 - Герои мультфильмов


Урок 1. Витраж

Цель урока: обучение работе в редакторе инструментами «кисть», «заливка», «ластик».

Комментарии

Как оговаривалось ранее, методика преподавания направлена на то, чтобы каждый ребенок на каждом уроке был успешным. Для этого следует очень тщательно подбирать объем новой информации и тщательно учитывать возможности ребенка. Знакомство с редактором начинается с инструмента «кисть», а не «карандаш», потому, что нарисовать замкнутый контур «карандашом» на первых занятиях для учащихся почти невозможно: они не видят «дыр» даже в несколько пиксель. Очевидно, что «дыры» в один пиксель достаточно для того, чтобы краска разлилась по всему экрану, что огорчает детей. Если им дать «кисть», то есть шанс, что замкнутый контур будет создан и залит краской.

Конечно, заливать можно замкнутый контур любой формы, однако, хотелось бы, чтобы работа носила не только механический характер, но и привносила бы какие-то искусствоведческие представления. Витраж был выбран потому, что он наиболее прост в исполнении, идеально подходит для первого занятия, ибо не требует особых навыков рисования при помощи манипулятора «мышь». Установлено, что «руки напрямую связаны с сознанием», об этом часто говорят пианисты и детские психологи. Овладением новым инструментом для рисования – «мышью» уже само по себе служит развитию сознания ребенка, ибо требует совсем других двигательных навыков, чем при рисовании карандашом или кистью на бумаге. Если учесть естественную подсветку экрана дисплея, то витраж, даже самый простой, выглядит эффектно, ярко и радостно. При разработке тем витражных композиций есть возможность дать первые представления о холодных и теплых тонах (см. раздел «Элементы цветопсихологии»).

План урока

  1. Искусствоведческие понятия витража.
  2. Демонстрация витражных изображений. (Иллюстративный материал к уроку 1)
  3. Создание учителем витражной композиции на экране дисплея с пояснением правил пользования перечисленными инструментами редактора.
  4. Демонстрация работ учащихся, работавших над этой темой. (Работы учащихся к уроку 1).
  5. Самостоятельная работа учащихся.
  6. Коллективный анализ детских работ с определением характера изображенных рыб и оригинальности исполнения.

Витраж

Витраж (франц. vitrage, от лат. vitrum – стекло), орнаментальная или сюжетная декоративная композиция в окне, двери, перегородке из стекла или другого материала, пропускающего свет. Цветные витражи, заполняющие оконные проемы, создают богатую игру окрашенного цвета и существенно влияют на эмоциональную выразительность интерьера. Человечество пользовалось витражами для украшения интерьера с древних времен. Найденные в Египте при раскопках фрагменты витражей датируются 2-м тысячелетием до н.э., в Риме – 1-м веком н.э. В Европе витражи стали особенно популярны в 10 – 12 веках при строительстве храмов во Франции, Германии. Состояли они из кусков цветного стекла, скрепленных свинцовыми полосками. Основные принципы создания витража и технологии не претерпели изменений с древних времен, меняются только состав стекол, обогащая цветовую палитру, усложняются и разнообразятся сюжетные линии. Современные витражи составляют из кусочков стекла и армируют свинцовой, стальной или пластмассовой лентой. Применяют бесцветное и цветное стекло. На бесцветное стекло наносят узор гравированием или травлением. Современные технологии позволяют выявить богатые художественные возможности стекла, его способность быть не только прозрачным, но и сияющим, шероховатым, искрящимся. Витражи приобретают перспективную глубину, пространственные планы. Богатая цветовая палитра и широкие фактурные градации позволяют создавать как орнаментальные, так и изобразительные композиции.

Иллюстративный материал
(Щелкните по миниатюре, чтобы увидеть большое изображение)

Витраж 1
Витраж 2
Витраж 3
Витраж 4
Витраж 5
Витраж 6
Витраж 7
Витраж 8
Витраж 9

В качестве первого задания по теме «витраж» выбрана рыба. Оговаривается, что рыба может быть похожей на существующие породы рыб, может быть сказочной, стилизованной, какой угодно. Главное – она должна плыть (быть пластичной) и иметь характер. Т.е. мы должны определить, какой характер у нарисованной рыбы: добрая она или злая, стали бы мы с ней дружить, или не стали бы, умная она, или не очень, молодая или старая, веселая или грустная, и т.д. Рыба не должна быть «никакой», она должна весьма выразительно отвечать на вопрос: «Какая рыба по характеру?» Рыбу предлагается рисовать в холодных тонах, поэтому, когда учитель осуществляет заливку изображенной им на компьютере рыбы, он разъясняет, почему берет именно эти тона.
Для работы инструментом «кисть» необходимо выбрать удобную форму кисти. Выбор формы кисти происходит в меню редактора: Tools – Brush Shape.

Ниже приводится примерная последовательность рисования рыбы.

1 2
3 4
5 6

Подписывать ли работу, сохранять ли ее на диске, – решает учитель самостоятельно. Выбор кириллицы осуществляется в меню Edit строкой Set Attributes.

Установленный шрифт – Label.fac, поэтому в диалоговом меню выбираем строку Change Font.

и в появившемся меню шрифтов выбираем Rus_Bold.

По мнению авторов, он удачнее, чем Rus_Stan, но это – вопрос вкуса. Подписи детских рисунков, в приведенных к уроку Приложениях, сделаны шрифтом Size 2. Рекомендуется с первого урока ввести унификацию подписи для всех учащихся, что в дальнейшем значительно облегчает работу учителя. На вопрос диалогового окна Enter Text удобнее ответить NO. Тогда, при выходе в рабочее поле редактора, достаточно нажать левую кнопку «мыши» в том месте экрана, где собираемся расположить текст, и получить «приглашение» в виде мигающей черты. Не забудьте установить русский язык на своем компьютере! (Клавиши для переключения Ru/En устанавливаются пользователем по собственному усмотрению)
Предлагать на первых уроках детям подписывать работы самостоятельно – значительная перегрузка для учащихся. Поэтому подписывание работы и запись ее на диск предлагается сделать учителю.
Запись рисунка на диск осуществляется командой Save Picture в меню File.

В появившемся диалоговом окне следует ответить NO,

после чего появится окно, в котором представлены все запоминающие устройства компьютера.

Сделав выбор в меню Drive и меню Directory, установим стрелку в меню Filename на строку New и нажмем левую клавишу «мыши».

Появится «приглашение» в виде мигающей черты.

Имя файла следует писать латинскими буквами. Затем на вопрос Save Picture file ответим утвердительно.
Запись рисунка на запоминающее устройство на первых уроках также осуществляется учителем.

Работы, выполненные учащимися
(Щелкните по миниатюре, чтобы увидеть большое изображение)

Работа 1
Работа 2
Работа 3
Работа 4
Работа 5
Работа 6

Типичные трудности и методы их преодоления

Какие существуют трудности при проведении первого урока? Первые уроки – очень энергоемкие для преподавателя. Как показывает опыт, приходится не только каждому ученику заново показывать, какие кнопки мыши следует нажимать, приходится подправлять форму рыб, которые скорее ползут, чем плывут. Однако, в детских работах всегда читается характер рыбы, чему можно порадоваться и за что всегда можно похвалить. При этом необходимо каждому ученику показывать, как это просто и легко – рисовать на компьютере, и как у него это славно получается. Напряжение и неуверенность у учащихся, как показывает опыт, проходят при работе над темой «Растительный орнамент» (урок 6). К этому времени они уже вполне овладевают инструментарием. Более того, – тема «растительный орнамент» удачна тем, что очень хорошо ложится на архетипы коллективного бессознательного, поскольку растительные элементы в русском народном творчестве используются повсеместно. Яркие краски, к которым тянутся дети в этом возрасте, только увеличивают привлекательность их работ, которые выглядят радостно, сочно, живо. После этой темы начинается вдумчивая и раскрепощенная работа детей, когда их фантазия не знает границ.
Учителю до темы «растительный орнамент» рекомендуется набраться терпения и уверенности в себе и в детях (См. Формирование положительной «Я-концепции»). Как показывает опыт, дальнейшие детские работы радуют и вдохновляют, нужно только мягко помочь им пройти начальный этап обучения.

Вверх