УРОКИ

Уроки


Урок 1 -   Витраж
Урок 2 -   Витраж (продолжение)
Урок 3 -   Графические примитивы
Урок 4 -   Зеркальное отображение. Контраст, нюанс
Урок 5 -   Геометрический орнамент
Урок 6 -   Растительный орнамент
Урок 7 -   Дом моей мечты
Урок 8 -   Павловопосадские платки
Урок 9 -   Работа с текстом
Урок 10 - Храм
Урок 11 - Работа с библиотекой изображений
Урок 12 - Новогодние фантазии

Урок 13 - Новогодняя открытка
Урок 14 - Рождественская открытка
Урок 15 - Букет в вазе
Урок 16 - Лоскутный стиль
Урок 17 - Хохлома
Урок 18 - Жар-птица
Урок 19 - Пейзаж
Урок 20 - Обложка книги
Урок 21 - Ткани
Урок 22 - Пасхальная открытка
Урок 23 - Герои мультфильмов


Урок 18. Жар-птица

Цель урока: закрепление навыков работы с инструментами, изученными в уроках 1-17.

Комментарии

Мы уже говорили о том, что при рассмотрении тем уроков, как неких многомерных, многоплановых миров, дети входят в каждый их них, как в сказку. Открывается необычное в обыденном. Формирование такого восприятия жизни не только повышает эффективность восприятия нового материала урока, пробуждает творческую фантазию ребенка и его интерес к теме, но и создает устойчивый интерес к процессу обучения, как таковому.

Тема «жар-птица» - многоплановая, светлая, сияющая, как перо жар-птицы. Это и волшебство, и жажда чуда, присущая каждому человеку, и вера в возможность осуществления этого чуда, и свет надежды. Тема волшебной птицы присутствует в эпосе всех народов, но не все они несут добрый или прекрасный образ: стримфальские птицы в древнегреческой мифологии мечут железные стрелы (в медный век!), птица Рух (в персидских сказках) – огромное чудовище, поедающее слонов, вещая птица Гамаюн, и возрождающаяся из пепла птица Феникс – символы мудрости и вечности. Мечта воплощена в образе Синей птицы, из сказки Метерлинка.

В славянской мифологии Жар-птица - огненная птица, стерегущая папоротник. Размерами она достигает павлина, перья у нее огненно-красные и золотые, крылья – как языки пламени, а глаза сверкают как алмазы. Выпавшее перо долгое время сохраняяет свое свойство, светится и греет. Постепенно тускнеет и превращается в золотое.

Образ Жар-птицы встречается во многих народных сказках, ее ищут и находят герои сказок для обретения счастья. Охота за этим драгоценным пернатым ведет героев сказок через трудности и приключения к успеху.

Живет ли Жар-птица в каждом из нас, в нашей внутренней реальности? Появляется ли она в ней, когда мы счастливы? Жар-птица – это что-то внешнее, или дремлющее в нас ощущение счастья, которое, просыпаясь, окрашивает мир сиянием Жар-птицы? Какая она, твоя Жар-птица?
Это те вопросы, на которые отвечает ребенок своей работой.

Изображая Жар-птицу на экране компьютера, учителю следует оговорить, что это – его Жар-птица, такая, какая сейчас живет в его внутренней реальности. У каждого она – своя. Конечно, у всех Жар-птиц есть общие качества, но, тем ни менее, образ Жар-птицы у каждого индивидуален. Более того, он меняется, в зависимости от состояния и настроения: иногда тускнеет, иногда светится, иногда сияет, ярче или бледнее, отливает золотом, алеет, а порой фосфорицирует.

Сложность урока для учителя состоит в том, что он передает не только формализованные знания (как пользоваться тем или иным инструментом редактора), но и свое видение мира, свое состояние в данный текущий момент времени. Поэтому «настройка» на тему урока у учителя не менее, если не более, важна, чем знание технических особенностей графических пакетов. Проводить данный урок, находясь в депрессивном состоянии, не рекомендуется.

План урока

  1. Рассказ о мифологических и сказочных птицах, приносящих счастье. Чтение фрагментов сказок о Жар-птице (Жуковский, Ершов). Демонстрация изображений Жар-птицы, созданных художниками (Иллюстративный материал к уроку 18).
  2. Рисование учителем Жар-птицы объяснением приемов, облегчающих выполнение рисунка. Демонстрация работ учащихся (Работы учащихся к уроку 18) с анализом успешности передачи образа Жар-птицы.
  3. Самостоятельная работа учащихся.
  4. Коллективный анализ детских работ.

Иллюстративный материал
(Щелкните по миниатюре, чтобы увидеть большое изображение)

пример 1
пример 2
пример 3
пример 4
пример 5
пример 6
пример 7
пример 8
пример 9

Нарисуем Жар-птицу.
По мифологии, она несколько напоминает павлина (пропорциями, цветом) (собственно, павлин и является реалистическим прообразом). Для облегчения процесса рисования создадим два эллипса, которые сопряжем.

Нужную кривую можно рисовать и карандашом, но это и труднее, и дольше. Таким способом мы создаем направление очертаний шеи, туловища птицы и ее хвоста. Ластиком сотрем правую часть верхнего эллипса и нарисуем голову Жар-птице.

Прорисовку головы и клюва птицы легче сделать в микроскопе.
Нарисуем карандашом контуры крыльев и хвоста. Здесь нам понадобятся умения, полученные при создании хохломских композиций: рисование вытянутой капли.

Стилистика капли используется во многих художественных промыслах, поэтому рекомендуется освоить ее рисование. Контуры хвоста и крыльев получились несколько растрепанными, поэтому в микроскопе исправим те линии, которые выглядят не эстетично, и добавим недостающие.
В Edit Pattern создадим новый оттенок красного цвета, смешав в шахматном порядке красный цвет и цвет бордо. Закрасим крылья, тело и хвост птицы, используя оттенки красного, желтого и золотого цветов. Зальем черной краской фон и распылителем нарисуем сияние, создаваемое оперением птицы. Используя карандаш, можно добавить сияние (свечение) в хвостовом оперении Жар-птицы.

Работы, выполненные учащимися
(Щелкните по миниатюре, чтобы увидеть большое изображение)

Работа 1
Работа 2
Работа 3
Работа 4
Работа 5
Работа 6

Типичные трудности и методы их преодоления

Тема непроста как психологически, так и в техническом отношении, ибо рисование карандашом сложно само по себе (как уже говорилось на прошлом уроке). Там, где совсем не получается рисование карандашом, можно использовать микроскоп, создание линий в котором значительно облегчено, или кисть. Однако, не следует злоупотребляит кистью. Она сделает рисунок тяжелым и громоздким, а нам хотелось бы видеть его легким и светящимся, т.к. счастье не бывает неуклюже грузным.

Как показывает опыт, тема воспринимается детьми с большим энтузиазмом, несмотря на все технические трудности рисования. Дети не всегда чувствуют пропорции птицы, но радостное ее свечение передают всегда. Несовершенство рисунка можно компенсировать, используя распылитель. Черный фон выбран для того, чтобы более наглядно оттенить сияние, что часто используется как в палехской росписи, так и в традициях других народных промыслов.

Вверх