УРОКИ

Уроки


Урок 1 -   Витраж
Урок 2 -   Витраж (продолжение)
Урок 3 -   Графические примитивы
Урок 4 -   Зеркальное отображение. Контраст, нюанс
Урок 5 -   Геометрический орнамент
Урок 6 -   Растительный орнамент
Урок 7 -   Дом моей мечты
Урок 8 -   Павловопосадские платки
Урок 9 -   Работа с текстом
Урок 10 - Храм
Урок 11 - Работа с библиотекой изображений
Урок 12 - Новогодние фантазии

Урок 13 - Новогодняя открытка
Урок 14 - Рождественская открытка
Урок 15 - Букет в вазе
Урок 16 - Лоскутный стиль
Урок 17 - Хохлома
Урок 18 - Жар-птица
Урок 19 - Пейзаж
Урок 20 - Обложка книги
Урок 21 - Ткани
Урок 22 - Пасхальная открытка
Урок 23 - Герои мультфильмов


Урок 19. Пейзаж

Цель урока: закрепление навыков работы с инструментами, изученными в уроках 1-18.

Комментарии

Когда говорят о живописных жанрах, называют портрет, пейзаж, натюрморт, жанровую сцену. Портрет – изображение человека или группы людей. Портреты часто заказывались первыми лицами государства, знатью. Нередко живописец сам находит модель для портрета, стремясь увидеть за внешностью персоны ее внутренний мир. Крупнейшим групповым портретом можно считать знаменитое полотно И.Е. Репина «Заседание Государственной Думы».

Сюжетные картины изображают какое- либо действие. Это может быть сражение как на батальных сценах Верещагина, бытовая сцена, мастером которой был П.А. Федотов, библейский или античный сюжет (как на картине «Даная» Рембрандта или Тициана). Большие жанровые полотна В. Сурикова всегда собирают много зрителей.

Художник может изобразить красоту природы, города, села. Пейзаж в изобразительном искусстве – жанр, в котором основным предметом изображения является природа. Природа играет основополагающую роль в жизни человека, поэтому изображения природы встречаются еще в период неолита, Древнего мира. Легко вспомнить русских пейзажистов И.И. Левитана, И.И. Шишкина. И.К. Айвазовский свое творчество посвятил морским пейзажам, а импрессионист Э. Мане – городским.

И мы часто любуемся картинами природы или красотой родного города, восхищаемся пригородным ожерельем, в которых великолепные дворцы органически вписаны в зелень парков, гармонирующую с водными просторами озер, прудов или с плавным речным течением.
Наверно, каждый может назвать место в городе или за городом, которое часто им вспоминается, воспринимается, как образец красоты. И сегодня темой нашей работы будет пейзаж.

Принципы построения пейзажа в школе подробно разбираются на уроках изобразительного искусства, наша же задача состоит не столько в рассмотрении теоретических основ создания пейзажа, сколько в интуитивной передаче красоты природы посредством тех инструментов, которые предоставляет графический редактор. Гениальный Альбрехт Дюрер говорил, что рисовать он учится у природы. Чтобы научиться рисовать, главное – много упражняться и наблюдать. Чтобы рисунок получился интересным, вам должно нравиться то, что вы делаете. Рисуйте смело. Это ваш рисунок, и вы вольны сделать его таким, как вам хочется.

Хорошим пособием по методике рисования пейзажей может служить книга «Рисуем пейзажи и натюрморты вместе с Ли Эймисом». Практика показывает, что серия книг «Рисуем … вместе с Ли Эймисом» уникальна по тщательности и простоте проработки всех тем, которые в ней разбираются. Она может служить практическим пособием на многих уроках курса.

Рисовать на компьютере с натуры – занятие экзотическое, поэтому с натуры мы рисовать не будем. Можно рисовать по памяти, однако для этого нужно иметь навыки передачи перспективы, глубокое ощущение композиции. Дети 10 – 12 лет, не занимающиеся в специализированных школах, как правило, этими навыками не обладают. Мы попробуем срисовать пейзаж, запечатленный на фотографии. В интернете существует большое количество самых разнообразных пейзажей, сделанных талантливыми фотографами. Их можно распечатать и предложить в качестве основы для создания собственного произведения. Или выбрать фотографию пейзажа, сделанную вами самостоятельно. Учитель волен выбирать любой понравившийся ему пейзаж для иллюстрации возможностей редактора, однако, на первых уроках рекомендуется рисовать те пейзажи, которые не перегружены деталями, на которых легко читается передний и задний план. Дети с удовольствием рисуют небо и море, им нравится большое пространство, где много воздуха и света.

План урока

  1. Рассказ о жанрах в живописи. Пейзаж. Демонстрация фотографий пейзажей (Иллюстративный материал к уроку 19).
  2. Рисование учителем пейзажа с объяснением приемов, облегчающих выполнение рисунка. Демонстрация работ учащихся (Работы учащихся к уроку 19) с анализом их успешности.
  3. Самостоятельная работа учащихся.
  4. Коллективный анализ детских работ.

Иллюстративный материал
(Щелкните по миниатюре, чтобы увидеть большое изображение)

пример 1
пример 2
пример 3
пример 4
пример 5
пример 6
пример 7
пример 8
пример 9

Нарисуем пейзаж.

Обозначим линию горизонта графическим примитивом резиновая линия и карандашом сделаем первоначальный набросок, определяющий контуры моря и берега. Вполне возможно, в дальнейшем, мы что-то подправим или изменим, но сначала определим в пространстве экрана пространство неба, моря, берега.

Поскольку на заднем плане у нас растительности не наблюдается, начнем рисовать пальмы.

Если мы закрасим задний план, то рисовать нам будет гораздо труднее. Поэтому заливку моря, неба, песка будем осуществлять в последнюю очередь, когда пальмы будут прорисованы.
Существующие оттенки зеленого цвета подходящие для закраски листьев пальмы у нас не устраивают: все оттенки слишком светлые. Поэтому в Edit Pattern смешаем зеленый цвет с черным цветом. Для заливки ствола пальмы смешаем бордо с оливковым цветом.

Карандашом белым цветом нарисуем облака и немного обработаем их распылителем, для большей реалистичности.

В правом верхнем углу экрана наложим на облака солнечные блики.
Создадим несколько оттенков бирюзового и синих цветов, которыми закрасим поверхность воды. Цвет песка создан смешением оливкового цвета с белым.

Создание новых оттенков цвета – дело хлопотное, но чрезвычайно полезное для детей, поскольку они начинают понимать, какие цвета необходимо смешивать, чтобы получить желаемый колорит. Цветоразличение учащихся повышается, а с ним – и интерес к цвету, как таковому. И этот процесс не ограничен рамками урока. Дети начинают с интересом различать оттенки цветов в окружающем их мире, т.е. выстраивается устойчивая цепочка – «различение - распознавание», т.к. познать можно только различенное.

Процесс создания новых оттенков полезен еще и тем, что у детей формируется потребность в большем количестве оттенков цвета, таким способом мы формируем стойкий запрос на расширение палитры цветов. Когда учащиеся переходят к обучению работе в редакторе NeoPaint (второй год занятий), запрос уже сформирован, и обилие оттенков в нем воспринимается не как избыточное, а как органически необходимое. Это важный момент в методике обучения работе в графических редакторах. Каждый более мощный по возможностям пакет предлагается тогда, когда исчерпаны все возможности предыдущего, и детям становится в нем «тесно». Таким образом, мы не опережаем потребности ребенка в технических средствах, не перегружаем его ими, а создаем потребность в них. Получая новые технические средства, он уже знает, что хочет с этими средствами делать, и экспериментирует с наслаждением.

Любая информация усваивается человеком только тогда, когда на нее сформирован внутренний запрос, директивные и суггестивные методы – мало эффективны. Ибо, как гласит восточная мудрость, «можно подвести коня к воде, но еще никому не удавалось заставить коня пить эту воду».
Закрасим все пространство берега, нарисуем кустики травы и тень от пальмы.

Пейзаж завершен. Конечно, можно говорить о том, что море по цвету – тяжеловато, а берег слишком однороден, и т.д. Все это справедливо. Но не будем забывать, что демонстрировалась методика рисования, и демонстрировалась она детям, возраст которых - 10 – 12 лет. Не будем их изначально перегружать тонкостями, в процессе создания собственных пейзажей у них появится желание и в детальности, и в большей достоверности передачи картин природы, о чем свидетельствуют детские работы, представленные ниже.

Работы, выполненные учащимися
(Щелкните по миниатюре, чтобы увидеть большое изображение)

Работа 1
Работа 2
Работа 3
Работа 4
Работа 5
Работа 6
Работа 7
Работа 8
Работа 9
Работа 10
Работа 11
Работа 12

Типичные трудности и методы их преодоления

Трудностей при прохождении данной темы не наблюдается. Дети уже наработали навыки владения всеми инструментами редактора и используют их с удовольствием. Тема «Пейзаж», как и тема «Герои мультфильмов», вызывают большой эмоциональный подъем у учащихся, несмотря на их кажущуюся сложность. Опыт показывает, что неуверенность в своих силах чаще возникает у учителя, чем у учащихся. Поэтому учителю, в первую очередь, следует поддержать себя и убедиться, что рисовать пейзаж – занятие захватывающе увлекательное и приятное.

Вверх