УРОКИ

Уроки


Урок 1 -   Витраж
Урок 2 -   Витраж (продолжение)
Урок 3 -   Графические примитивы
Урок 4 -   Зеркальное отображение. Контраст, нюанс
Урок 5 -   Геометрический орнамент
Урок 6 -   Растительный орнамент
Урок 7 -   Дом моей мечты
Урок 8 -   Павловопосадские платки
Урок 9 -   Работа с текстом
Урок 10 - Храм
Урок 11 - Работа с библиотекой изображений
Урок 12 - Новогодние фантазии

Урок 13 - Новогодняя открытка
Урок 14 - Рождественская открытка
Урок 15 - Букет в вазе
Урок 16 - Лоскутный стиль
Урок 17 - Хохлома
Урок 18 - Жар-птица
Урок 19 - Пейзаж
Урок 20 - Обложка книги
Урок 21 - Ткани
Урок 22 - Пасхальная открытка
Урок 23 - Герои мультфильмов


Урок 2. Витраж

Цель урока: закрепление навыков работы в редакторе инструментами кисть, ластик, заливка. Демонстрация работы инструмента «рамка» и правил тиражирования фрагмента рисунка, зеркального горизонтального отражения фрагмента рисунка.

Комментарии

Тема урока – витражная бабочка - предложена для закрепления кинестетических навыков рисования «мышью» и создания представления о теплых тонах. Холодные и теплые тона дети начинают различать не сразу, установление способности к тонкому цветоразличению – процесс длительный. Определение холодных и теплых тонов – начало работы, которая проводится на протяжении всего курса.

Можно предложить нарисовать бабочку без использования инструмента «рамка», но симметричное изображение крыльев и для взрослого человека – работа достаточно сложная. Рамка – это инструмент, позволяющий выделить фрагмент рисунка на экране. Над выделенным фрагментом можно производить очень важные манипуляции: перемещать по экрану, размножать (тиражировать), поворачивать, отражать симметрично, изменять размеры. Выделение фрагмента, размножение, преобразование симметрии, перемещение по экрану – вот те функции, которые будут освоены на этом уроке.

Предлагается учащимся нарисовать правую или левую часть бабочки, а симметричное отображение произвести учителю. Это – несложный процесс для учителя, но достигаемый эффект детьми воспринимается как волшебство. Таким образом, действительно, производится демонстрация расширенных возможностей компьютера по отношению к рисованию на бумаге. Если учесть, что на уроках рисования дети находятся в неравных условиях (качество бумаги, красок, кистей и т.д.), и напряженное (подавленное) состояние ребенка, который имеет инструментарий более низкого качества, чем одноклассник, сказывается на его работе, то на уроках компьютерной графики все находятся в равных условиях. Возможно, на первых уроках преимущество равных возможностей для каждого учащегося не столь очевидны, однако, в дальнейшем, оно будет сказываться и проявляться все больше.

План урока

  1. Демонстрация витражных изображений с преобладанием теплых тонов (Иллюстративный материал к уроку 2).
  2. Создание учителем витражной композиции «Бабочка» на экране дисплея с пояснением правил пользования инструментами.
  3. Демонстрация работ учащихся, работавших над этой темой (Работы учащихся к уроку 2).
  4. Самостоятельная работа учащихся.
  5. Коллективный анализ детских работ, осуществляемый по следующим критериям:
    • оригинальность идеи, оригинальность исполнения рисунка
    • цветовая гамма
    • использование инструментария редактора.

Витраж

Витраж (франц. vitrage, от лат. vitrum – стекло), орнаментальная или сюжетная декоративная композиция в окне, двери, перегородке из стекла или другого материала, пропускающего свет. Цветные витражи, заполняющие оконные проемы, создают богатую игру окрашенного цвета и существенно влияют на эмоциональную выразительность интерьера. Человечество пользовалось витражами для украшения интерьера с древних времен. Найденные в Египте при раскопках фрагменты витражей датируются 2-м тысячелетием до н.э., в Риме – 1-м веком н.э. В Европе витражи стали особенно популярны в 10 – 12 веках при строительстве храмов во Франции, Германии. Состояли они из кусков цветного стекла, скрепленных свинцовыми полосками. Основные принципы создания витража и технологии не претерпели изменений с древних времен, меняются только состав стекол, обогащая цветовую палитру, усложняются и разнообразятся сюжетные линии.

Современные витражи составляют из кусочков стекла и армируют свинцовой, стальной или пластмассовой лентой. Применяют бесцветное и цветное стекло. На бесцветное стекло наносят узор гравированием или травлением. Современные технологии позволяют выявить богатые художественные возможности стекла, его способность быть не только прозрачным, но и сияющим, шероховатым, искрящимся. Витражи приобретают перспективную глубину, пространственные планы. Богатая цветовая палитра и широкие фактурные градации позволяют создавать как орнаментальные, так и изобразительные композиции.

Иллюстративный материал
(Щелкните по миниатюре, чтобы увидеть большое изображение)

Витраж 1
Витраж 2
Витраж 3
Витраж 4
Витраж 5
Витраж 6
Витраж 7
Витраж 8
Витраж 9

В качестве второго задания по теме «витраж» выбрана бабочка. По исполнению – это более сложная работа по сравнению с рыбой, требующая некоторого навыка рисования манипулятором «мышь». Главная эмоциональная задача – создание летящей бабочки. Какие ассоциации вызывает бабочка, на что она похожа? Как правило, дети говорят, что – на цветок, на пламя, т.е. что-то легкое, тонкое и прекрасное. Будем стараться, чтобы она не походила на тяжелого ползущего жука. Можно предложить учащимся почувствовать себя летящей бабочкой. В этом отношении интересен опыт учителей восточных единоборств, которые для передачи кинестетических ощущений предлагают своим ученикам почувствовать себя веткой, прогибающейся под покровом снега, журавлем, стоящим на одной ноге, и т.д. Таким способом, для полноты и глубины создания образа, они задействуют не только образное мышление, но и кинестетические ощущения тела.

Бабочку предлагается рисовать в теплых тонах.

Опишем процесс создания витражной композиции «бабочка». Поскольку крылья у бабочки симметричны, а нарисовать симметрично правую и левую половину бабочки довольно трудно, воспользуемся возможностью тиражирования и поворота фрагмента рисунка, которую нам предоставляет инструментарий редактора.

Выбираем форму кисти так, как описано в уроке 1. Рисуем половину бабочки, как правило – правую ее часть (левши рисуют левую). Для этого в центре экрана изображаем правую половину тела бабочки, и от нее пририсовываем сначала верхнее, потом – нижнее крыло.

Затем разделим крылья на небольшие «стеклышки», стараясь не нарушать стилистики, т.е. плавности формы, опираясь на внутренние ощущения и собственную фантазию.

Закрасим созданные пространства теплыми цветами.

Затем в панели инструментов выберем инструмент «рамка» и, зафиксировав рамку левой клавиши «мыши» в левом верхнем углу изображенной части бабочки рисунка, «оденем» рисунок в рамку.

Фиксация рамки производится нажатием правой клавиши «мыши». Рамка начала движение вокруг изображения, что позволяет нам теперь переносить по экрану изображенную часть и тиражировать ее. Для этого введем в бегущий контур стрелку и нажмем левую кнопку «мыши». Бегущий контур исчезает, вместо него появляется изображение прямоугольника той формы, которую ранее имела бегущая рамка. Теперь нажимаем правую кнопку мыши (фиксация правой половины бабочки на прежнем месте) и, сдвигая рамку влево, зафиксируем на экране еще раз указанный фрагмент рисунка нажатием правой кнопки мыши.

Отказ от дальнейшего тиражирования производится нажатием левой кнопки «мыши», отказ от бегущей рамки – повторным нажатием левой кнопки «мыши» вне контура бегущей рамки. Развернем правую левую половину бабочки горизонтально относительно ее правой половины. Для этого «оденем» левую половину бабочки в рамку и проделаем путь Edit – Flip Hor.

Поскольку у нас образовался промежуток между правой и левой половинами бабочки, подвинем левую половину впритык к правой. Для этого “оденем“ в рамку левую половину и подвинем ее ближе к правой. Теперь пририсуем бабочке голову и усы, закрасим тело бабочки. Витражное изображение бабочки выполнено.

Работы, выполненные учащимися
(Щелкните по миниатюре, чтобы увидеть большое изображение)

Работа 1
Работа 2
Работа 3
Работа 4
Работа 5
Работа 6

Типичные трудности и методы их преодоления

В “настройке” на тему мы пытались создать ощущение полета. Не следует огорчаться, что половина бабочек будет похожа на ползущих жуков, а часть из них – вообще никогда не взлетела бы. Ощущение полета – ощущение свободы формируется не вдруг, ему предшествует желание взлететь, которое создается чувством безопасности, принятием ребенка жизнью, окружающими, взрослыми. Ваши ученики обязательно взлетят, если Вы будете в это верить и помогать им в это поверить. Главное условие успешности детей, раскрытия их творческого потенциала – поддержка. В ином случае учащиеся будут хорошо знать, как нажимать кнопки и как пользоваться инструментами, но творить в зажатом состоянии неуверенности они не смогут. Чтобы ориентация ребенка на мир внутренних реальностей на уроках стала преобладающей, необходимо время и последовательное движение в этом направлении от урока к уроку. Помните, что на этом уроке работа с рамкой носит демонстрационный характер. Учащиеся переходят к самостоятельному использованию этого инструмента на четвертом уроке. Всякий форсаж здесь неуместен (как и пресечение попытки ребенка использовать рамку самостоятельно).

Вверх