УРОКИ

Уроки


Урок 1 -   Витраж
Урок 2 -   Витраж (продолжение)
Урок 3 -   Графические примитивы
Урок 4 -   Зеркальное отображение. Контраст, нюанс
Урок 5 -   Геометрический орнамент
Урок 6 -   Растительный орнамент
Урок 7 -   Дом моей мечты
Урок 8 -   Павловопосадские платки
Урок 9 -   Работа с текстом
Урок 10 - Храм
Урок 11 - Работа с библиотекой изображений
Урок 12 - Новогодние фантазии

Урок 13 - Новогодняя открытка
Урок 14 - Рождественская открытка
Урок 15 - Букет в вазе
Урок 16 - Лоскутный стиль
Урок 17 - Хохлома
Урок 18 - Жар-птица
Урок 19 - Пейзаж
Урок 20 - Обложка книги
Урок 21 - Ткани
Урок 22 - Пасхальная открытка
Урок 23 - Герои мультфильмов


Урок 15. Букет в вазе

Цель урока: закрепление навыков работы с инструментами, изученными в уроках 1-14.. Построение устойчивой композиции букета.

Комментарии

Урок можно начать с того, что, вероятно, каждый из нас имеет печальный опыт установки цветов в вазу, закончившийся тем, что и ваза упала, и вода разлилась. Как установить цветы так, чтобы композиция «букет в вазе» была устойчивой? Существует наука – флористика, которая знает законы компоновки букетов. Следуя этим законам, мы создаем красивые и устойчивые букеты. Формы букетов различны, но есть общие закономерности. Рассмотрим их.

Каждую, даже кажущуюся очень сложной форму букета, можно разделить на простые части и поместить в ясные геометрические очертания. При этом важную роль играют три основные формы - прямоугольник, треугольник и круг. На них основываются почти все существующие формы или очертания. Основными формами, или изначальными, они называются потому, что из них возникают все остальные формы. Поэтому учение о форме во флористике подробно останавливается на изучении основных формах.

Форма – прямоугольник. Она олицетворяет статичность, конструктивность, в ней есть что-то архитектурное. Специфическое воздействие прямоугольных форм возникает при разных пропорциях высоты и ширины: широкий прямоугольник смотрится тяжелым, лежачим и медлительным, узкий, высокий прямоугольник – гордо стоящим. Вариации на тему прямоугольной формы букета: ромбовидная форма, трапециевидная форма.

Форма – треугольник. Треугольники, особенно длинные и острые – выражение устремления в пространство, динамики. Они смотрятся устремленными вверх, активными, целеустремленными.

Форма – круг. Шар – форма, имеющая большую вместимость. Замкнутый круг кажется ограничивающим, защищающим, сохраняющим. Ни одна другая форма не может так четко передать эти ассоциации. Вариации круга – овальные и яйцеобразные формы, формы купола. Крупные замкнутые формы содержат что-то мягкое, привлекательное, спокойное, концентрированное.
Для создания устойчивой композиции букета в вазе, необходимо форму букета ограничить одной из перечисленных фигур.

План урока

  1. Рассказ о геометрических формах, применяемых при композиционном построении букета. Психологическое воздействие различных форм. Демонстрация букетов, созданных флористами (Иллюстративный материал к уроку 15).
  2. Построение учителем букета в вазе с объяснением приемов, облегчающих выполнение рисунка. Демонстрация работ учащихся (Работы учащихся к уроку 15) с анализом форм, которые были использованы для создания букетов.
  3. Самостоятельная работа учащихся.
  4. Коллективный анализ детских работ.

Иллюстративный материал
(Щелкните по миниатюре, чтобы увидеть большое изображение)

букет 1
букет 2
букет 3
букет 4
букет 5
букет 6
букет 7
букет 8
букет 9

Опишем процесс создания букета в вазе.
Сначала рисуем вазу. Если учитель принимает решение выделить на данную тему не 2, а 4 часа, то имеет смысл поработать над формой вазы. Принцип создания вазы тот же, что и бабочки – рисуем половину вазы, вторую половину получает зеркальным отображением первой.
Если на тему выделено 2 часа, нам необходимо изобразить простейшую вазу, чтобы весь акцент перенести на построение букета.
Процесс рисования простых ваз изображен на следующих рисунках:

Букет будем вписывать в овал, для этого установим пунктирную линию из цента вазы для того, чтобы центр вазы и центр букета совпадали. Выберем графический примитив овал, установим стрелку на пунктирной линии, и создадим овал.

Теперь впишем в овал листья цветов и декоративную травку.

Далее необходимо нарисовать цветы. Мы будем делать это в микроскопе. Расположив цветы, сотрем ограничивающий контур овала и закрасим фон черным цветом для увеличения яркости рисунка.

Работы, выполненные учащимися
(Щелкните по миниатюре, чтобы увидеть большое изображение)

Работа 1
Работа 2
Работа 3
Работа 4
Работа 5
Работа 6

Типичные трудности и методы их преодоления

Как правило, нарисовав один или два цветка в микроскопе, дети начинают их тиражировать по нескольку раз, в результате чего букет получается состоящим из большого количества однообразных цветов, т.е. хоть и букет, но не живой. Создать желание тщательной прорисовки зелени, всевозможных декоративных трав, полевых цветов, желание вдумчиво и с любовью исследовать возможности, предоставляемые темой, не просто. Для того, чтобы зародить желание выполнить работу не механически, а творчески, следует привнести в нее что-то от собственного субъективного опыта ребенка, его воспоминаний, ощущений.

Например, в начале урока оговорить, что особенно будут отмечены те работы, которые содержат разнообразный материал для создания букета. Попросить вспомнить, какие букеты дети видели, какой формы были листья у цветов в этих букетах, какие травы используются в букетах, какие цветы. Хороши ли букеты из полевых цветов? Чем именно? (Запахом, разнообразием цветов, мелкими формами цветов, нежностью, свежестью, мягкостью, теплотой и т.д.) Чем отличается, по внутреннему ощущению, букет из полевых цветов от букета, купленного в магазине? Нравится ли им составлять букеты? Знают ли он о том, что существует искусство создания букетов? Что есть специалисты по созданию букетов, которые называются флористами? Можно поговорить о японском искусстве создания букета – экибане, может, они о нем слышали. Это сложное и высокое искусство, которое на уроке не будет разбираться, но было бы очень хорошо если бы они заинтересовались им, узнали о нем побольше, потому что экибана – это целый мир, прекрасный и символичный. Почему цветы – это всегда подарок?

Таким образом создается настрой на тему «букет». Если ребенок осознает, что он только прикасается к чему-то, к каким-то мирам, которые просторны, глубоки и прекрасны, которые можно исследовать и изучать, то он погражается в атмосферу мира, предлагаемую на данном уроке. Важно предложить не только методы построения букета, но мир букета, сложный, многоплановый, утонченный.

Если последовательно формировать у ребенка ощущение, что каждый урок – соприкосновение не только с новой областью, а с целым новым миром, который можно исследовать, поворачивать разными светящимися гранями, различать и распозновать его, то включение в новую предметную область у ребенка происходит легко и с большим интересом. Как показывает многолетний опыт работы по предлагаемой методике, дети способны интуитивно постигать такие пласты знания, на которых у взрослых, с их гипертрофированным поклонением логическому мышлению, уходит гораздо больше времени. Если спросить у ребенка, что он чувствует, то ребенок ясно и просто формулирует свои чувства: радость, огорчение, скуку. Если задать тот же вопрос взрослому человеку, то взрослый ответит: «Минуточку, я сейчас сосредоточусь и сформулирую». После этого он будет вам говорить о том, что он думает о своих чувствах, а не о том, что чувствует. Поэтому, пока не утрачена детская непосредственность, ясность восприятия мира, ее следует поддерживать и развивать, все время задавая вопрос: «Что ты чувствуешь?» Что ты чувствуешь, когда нюхаешь полевые цветы, что ты чувствуешь, разглядывая одуванчик, что ты чувствуешь, составляя букет? Дети научаются сосредотачиваться на своей субъективной реальности, отслеживать ее и радоваться ей, радоваться жизни как таковой, радоваться своей жизни, и тем возможностям, которые она предоставляет. Создав подобный настрой на уроке, учитель этим настроем во многом способствует раскрытию рабенка и его успешности. Тогда предоставленную возможность отразить свое видение букета (или чего-либо другого) дети воспринимают с интересом и радостью.

Проанализировав выбор формы букета, сделанной ребенком, можно говорить о его состоянии или его устремлении.

Вверх