УРОКИ

Уроки


Урок 1 -   Витраж
Урок 2 -   Витраж (продолжение)
Урок 3 -   Графические примитивы
Урок 4 -   Зеркальное отображение. Контраст, нюанс
Урок 5 -   Геометрический орнамент
Урок 6 -   Растительный орнамент
Урок 7 -   Дом моей мечты
Урок 8 -   Павловопосадские платки
Урок 9 -   Работа с текстом
Урок 10 - Храм
Урок 11 - Работа с библиотекой изображений
Урок 12 - Новогодние фантазии

Урок 13 - Новогодняя открытка
Урок 14 - Рождественская открытка
Урок 15 - Букет в вазе
Урок 16 - Лоскутный стиль
Урок 17 - Хохлома
Урок 18 - Жар-птица
Урок 19 - Пейзаж
Урок 20 - Обложка книги
Урок 21 - Ткани
Урок 22 - Пасхальная открытка
Урок 23 - Герои мультфильмов


Урок 12. Новогодние фантазии

Цель урока: обучение работе с командой Edit Pattern.

Комментарии

Уроки 12 – 14 посвящены предвкушению новогодних и Рождественских праздников, самых сказочных, волшебных и теплых (по внутреннему ощущению) в году. Подготовка к этим праздникам в христианском мире начинается задолго до праздников, имеет собственную атрибутику и символику. На использовании символики упомянутых праздников и строятся перечисленные уроки. Новогодние фантазии – обширная тема, каждый учитель может трактовать ее по-своему. Предлагаемая авторами трактовка обращена к декору праздника, его многоликости и многовариантности, как в католической, так и в православной традициях. Иллюстративный материал к уроку 12 позволяет выбрать направления, по которым будут предлагаться задания для учащихся. Дети с удовольствием рисуют снеговиков, у которых головной убор – не традиционное ведро, а шляпа, шапка, платок, корона. Иллюстративный материал позволяет расширить представления ребенка о новогодних украшениях помещения, т.к. он содержит и атрибутику католической традиции. Наблюдения показывают, что учащиеся часто предпочитают рисовать семью снеговиков, а не одинокого снеговика. И семьи снеговиков, как правило, многодетны.

Цель темы – представить множество милых, забавных украшений к празднику, которые создают ощущение тепла, уюта, сказочности. Любой праздник нужно подготовить, потрудиться над его подготовкой, и быть готовым к празднику в своей внутренней реальности. Цикл уроков 12 – 14 по своей направленности создают предощущение праздника, волшебства и светлого, теплого чуда.
Материал «Открытка» содержит описание символики и цветовой гаммы, которую используют для изображения праздников, поэтому он полезен для уроков для всех трех уроков (12 – 14).

План урока

  1. Демонстрация учителем работы с командой Edit Pattern.
  2. Демонстрация иллюстративного материала к уроку (Иллюстративный материал к уроку 12).
  3. Демонстрация работ учащихся (Работы учащихся к уроку 12).
  4. Самостоятельная работа учащихся.
  5. Коллективный анализ работ.

Открытка.
Поздравительная открытка появилась для того, чтобы в какой-то мере заменить личные визиты для поздравления с праздником и выражения чувств. Открытку придумал английский государственный чиновник Генри Коул в конце 18 века. Он попросил художника Джона Хорсли нарисовать и размножить литографическим способом открытку по случаю Рождества. Затея удалась, и в течение 19 века получила широкое распространение во многих странах. В 1898 году появились первые отечественные поздравительные открытки, выпущенные Общиной святой Евгении.

Поздравительная открытка имеет собственную символику. Символы принято подразделять на культурные и естественные. Культурные символы – это коллективные образы , принятые в цивилизованных обществах и предназначенные для выражения общественных идей и истин. Естественные символы (индивидуальные и коллективные) являются бессознательной реакцией человеческой психики на явления внешнего и внутреннего мира.

В оформлении поздравительных открыток присутствуют как культурные, так и естественные символы. Каждый праздник имеет свой набор символов и характерных сюжетов, которые отражаются в оформлении поздравительных открыток. В начале 20 века разделение сюжетов на рождественские и новогодние было достаточно отчетливое. Например, Дед Мороз являлся Рождественским персонажем, а календарь, часы – новогодних. Е.В. Иванов в книге «Новый год и Рождество в открытках» приводит следующую таблицу.

Символы и сюжеты Рождественских открыток Символы и сюжеты новогодних открыток
Рождественские сцены, Вифлеемская звезда, люди идут в церковь или из нее, «подглядывают» за установкой елки или сам праздник. Год, дата, календарь, часы, жанровые сценки, гулянья, хороводы, застолье, карнавалы, шампанское, вино, рюмки, фужеры, музицирование.
Дед Мороз, ангелы. «Новый год», «Старый год», гном, трубочист.
Подарок, елка или ее ветки, шишки, остролист, пальмовая ветвь. Деньги в разных вариантах, цветы, клевер.
Колокол, колокольчик, свечи. Гриб, игральные кости, ключи, колесо.
Ночь, звезды, луна, зима, снег. День, лето.
Пейзаж, река, ручей, мост, лодка, действие происходит вне помещения, оформление рисунка с помощью рамки. Только символика, промышленная техника, воздушные шары.

Поздравительные открытки отражают не только личностные особенности их авторов, но и духовные запросы населения стран-изготовителей в каждый определенный промежуток времени, систему их ценностей и символов. Если сравнить дореволюционные открытки иностранного и российского производства, то в том и другом случае присутствуют элементы культурной и естественной символики, однако соотношение их существенно отличается. На иностранной открытке преобладает культурная символика, в то время как на российских – естественная.
Символика советских новогодних поздравительных открыток включает в себя элементы символики дореволюционного Рождества и Нового года. Из нее исчезло почти все, что напрямую связано с христианством и дореволюционным бытом, но осталось почти все, что имеет более древнее, дохристианское происхождение.

Наиболее часто встречающимися персонажами новогодних и рождественских открыток являются Дед Мороз и Снегурочка.
Мы называем его Дедом Морозом, для жителей США он – Санта-Клаус, в Швеции Юльтумте, и т.д. При всем многообразии имен он имеет единый облик: большая седая борода, шуба, посох и много подарков – в руках, корзине или мешке за спиной. Считается, что реальным прототипом Деда Мороза был св. Николай, который родился в III-м веке н.э. По преданию, св. Николай спас впавшую в нищету семью, подбросив им через окно (по другой версии – через дымовой ход) три мешочка с золотом (по другой версии – три золотых яблока). И эти мешочки с золотом (яблоками) попали в девичьи чулочки, подвешенные сушитьсяю Поэтому и в наши дни в ожидании Санта-Клауса в протестантских и католических странах дети оставляют свои чулки и носки у камина, а уж Санта-Клаус знает, куда и какие подарки положить.

В нашей стране Дед Мороз как персонаж Рождественских праздников появился в конце XIX – начале ХХ века. В привычном нам сочетании «Дед Мороз» объединены два образа: Дед и Мороз, каждый из которых имеет свое значение и свое происхождение.
У славян Дедами называли прародителей, которые охраняли род и его представителей – в первую очередь, детей. Задолго до появления Санта-Клауса в славянской мифологии существовал Мороз – персонаж сказок, как заботливый хозяин снежного царства. В соответствии с мифологией у Мороза есть внучка – Снегурочка. Снегурочка добра, помогает людям, приносит радость.

Во всем мире наряженная елка стала необходимой принадлежностью Рождества, а в государствах, входивших в СССР, - и Нового года. Истоки ее символики проистекают из символики дерева и связаны с мифами и ритуалами обновления. Вечнозеленое дерево с древнейших времен означает вечную жизнь, бесконечный и неумирающий дух. Как рождественское дерево елка пришла в Россию в начале ХIХ века.

Символическими атрибутами поздравительных открыток являются снег, снежинки, сосульки, морозные узоры, лыжи, санки, коньки, поскольку Рождество и Новый год приходятся на самый разгар зимы. Звезды и луна, присутствующие на поздравительных открытках, говорят о том, что основное действие Рождественского и новогоднего праздников происходят ночью. Колокола и колокольчики, изображенные на открытках, символизируют колокольный звон, который в Рождественскую ночь разливался над дореволюционной Россией.

Иллюстративный материал
(Щелкните по миниатюре, чтобы увидеть большое изображение)

Фантазия 1
Фантазия 2
Фантазия 3
Фантазия 4
Фантазия 5
Фантазия 6
Фантазия 7
Фантазия 8
Фантазия 9

Рассмотрим процесс создания новых цветов, которые дети будут подготавливать для своих рисунков. Проделаем путь Tools – Edit Pattern. На экране появляются два прямоугольника, под которыми находится вопрос, следует ли сохранять изменения. Палитра узоров справа на экране подержит под собой еще одну палитру; переход от одной палитры к другой осуществляется нажатием правой кнопки «мыши».
Первую палитру, которая содержит как простые, так и составные цвета, изменять не следует, ей будем пользоваться в том виде, в котором она существует. Вторую палитру, в которой нам предлагают созданные разработчиками узоры, и будем изменять, создавая собственные цвета.
Как можно было убедиться на предыдущих уроках, нам не хватает различных оттенков одного и того же цвета. В качестве примера создадим оттенки красного цвета.
Для этого выберем какой-нибудь узор из нижней палитры, которым не предполагаем пользоваться.

Закрасим левый прямоугольник красным цветом и в шахматном порядке станем добавлять в него черный цвет.

В правом прямоугольнике видим, какой узор у нас получается. Сохраним этот цвет, ответив «Yes» на поставленный вопрос. Затем смешаем красный цвет с цветом бордо, и т.д.

Работы, выполненные учащимися
(Щелкните по миниатюре, чтобы увидеть большое изображение)

Работа 1
Работа 2
Работа 3
Работа 4
Работа 5
Работа 6
Работа 7
Работа 8
Работа 9

Типичные трудности и методы их преодоления

Трудностей на этом уроке не наблюдается. Продолжаем работать над цветовой гармонией рисунка и уравновешиванием композиции рисунка.

Вверх