Урок 12. Новогодние фантазии
Цель урока:
обучение работе с командой Edit Pattern.
Комментарии
Уроки 12 – 14 посвящены предвкушению новогодних
и Рождественских праздников, самых сказочных, волшебных и теплых
(по внутреннему ощущению) в году. Подготовка к этим праздникам
в христианском мире начинается задолго до праздников, имеет
собственную атрибутику и символику. На использовании символики
упомянутых праздников и строятся перечисленные уроки. Новогодние
фантазии – обширная тема, каждый учитель может трактовать ее
по-своему. Предлагаемая авторами трактовка обращена к декору
праздника, его многоликости и многовариантности, как в католической,
так и в православной традициях. Иллюстративный материал к уроку
12 позволяет выбрать направления, по которым будут предлагаться
задания для учащихся. Дети с удовольствием рисуют снеговиков,
у которых головной убор – не традиционное ведро, а шляпа, шапка,
платок, корона. Иллюстративный материал позволяет расширить
представления ребенка о новогодних украшениях помещения, т.к.
он содержит и атрибутику католической традиции. Наблюдения показывают,
что учащиеся часто предпочитают рисовать семью снеговиков, а
не одинокого снеговика. И семьи снеговиков, как правило, многодетны.
Цель темы – представить множество
милых, забавных украшений к празднику, которые создают ощущение
тепла, уюта, сказочности. Любой праздник нужно подготовить,
потрудиться над его подготовкой, и быть готовым к празднику
в своей внутренней реальности. Цикл уроков 12 – 14 по своей
направленности создают предощущение праздника, волшебства и
светлого, теплого чуда.
Материал «Открытка» содержит описание символики и цветовой гаммы,
которую используют для изображения праздников, поэтому он полезен
для уроков для всех трех уроков (12 – 14).
План урока
- Демонстрация учителем работы с командой
Edit Pattern.
-
Демонстрация иллюстративного материала
к уроку (Иллюстративный материал к уроку 12).
- Демонстрация работ учащихся (Работы учащихся
к уроку 12).
- Самостоятельная работа учащихся.
- Коллективный анализ работ.
Открытка.
Поздравительная открытка появилась для того, чтобы в какой-то
мере заменить личные визиты для поздравления с праздником и
выражения чувств. Открытку придумал английский государственный
чиновник Генри Коул в конце 18 века. Он попросил художника Джона
Хорсли нарисовать и размножить литографическим способом открытку
по случаю Рождества. Затея удалась, и в течение 19 века получила
широкое распространение во многих странах. В 1898 году появились
первые отечественные поздравительные открытки, выпущенные Общиной
святой Евгении.
Поздравительная открытка имеет собственную
символику. Символы принято подразделять на культурные и естественные.
Культурные символы – это коллективные образы , принятые в цивилизованных
обществах и предназначенные для выражения общественных идей
и истин. Естественные символы (индивидуальные и коллективные)
являются бессознательной реакцией человеческой психики на явления
внешнего и внутреннего мира.
В оформлении поздравительных открыток присутствуют
как культурные, так и естественные символы. Каждый праздник
имеет свой набор символов и характерных сюжетов, которые отражаются
в оформлении поздравительных открыток. В начале 20 века разделение
сюжетов на рождественские и новогодние было достаточно отчетливое.
Например, Дед Мороз являлся Рождественским персонажем, а календарь,
часы – новогодних. Е.В. Иванов в книге «Новый год и Рождество
в открытках» приводит следующую таблицу.
Символы и сюжеты Рождественских открыток |
Символы и сюжеты новогодних открыток |
Рождественские сцены, Вифлеемская звезда,
люди идут в церковь или из нее, «подглядывают» за установкой
елки или сам праздник. |
Год, дата, календарь, часы, жанровые сценки,
гулянья, хороводы, застолье, карнавалы, шампанское, вино,
рюмки, фужеры, музицирование. |
Дед Мороз, ангелы. |
«Новый год», «Старый год», гном, трубочист. |
Подарок, елка или ее ветки, шишки, остролист,
пальмовая ветвь. |
Деньги в разных вариантах, цветы, клевер. |
Колокол, колокольчик, свечи. |
Гриб, игральные кости, ключи, колесо. |
Ночь, звезды, луна, зима, снег. |
День, лето. |
Пейзаж, река, ручей, мост, лодка, действие
происходит вне помещения, оформление рисунка с помощью рамки. |
Только символика, промышленная техника, воздушные
шары. |
Поздравительные открытки отражают
не только личностные особенности их авторов, но и духовные запросы
населения стран-изготовителей в каждый определенный промежуток
времени, систему их ценностей и символов. Если сравнить дореволюционные
открытки иностранного и российского производства, то в том и
другом случае присутствуют элементы культурной и естественной
символики, однако соотношение их существенно отличается. На
иностранной открытке преобладает культурная символика, в то
время как на российских – естественная.
Символика советских новогодних поздравительных открыток включает
в себя элементы символики дореволюционного Рождества и Нового
года. Из нее исчезло почти все, что напрямую связано с христианством
и дореволюционным бытом, но осталось почти все, что имеет более
древнее, дохристианское происхождение.
Наиболее часто встречающимися персонажами
новогодних и рождественских открыток являются Дед Мороз
и Снегурочка.
Мы называем его Дедом Морозом, для жителей США он – Санта-Клаус,
в Швеции Юльтумте, и т.д. При всем многообразии имен он имеет
единый облик: большая седая борода, шуба, посох и много подарков
– в руках, корзине или мешке за спиной. Считается, что реальным
прототипом Деда Мороза был св. Николай, который родился в III-м
веке н.э. По преданию, св. Николай спас впавшую в нищету семью,
подбросив им через окно (по другой версии – через дымовой ход)
три мешочка с золотом (по другой версии – три золотых яблока).
И эти мешочки с золотом (яблоками) попали в девичьи чулочки,
подвешенные сушитьсяю Поэтому и в наши дни в ожидании Санта-Клауса
в протестантских и католических странах дети оставляют свои
чулки и носки у камина, а уж Санта-Клаус знает, куда и какие
подарки положить.
В нашей стране Дед Мороз как персонаж Рождественских
праздников появился в конце XIX – начале ХХ века. В привычном
нам сочетании «Дед Мороз» объединены два образа: Дед и Мороз,
каждый из которых имеет свое значение и свое происхождение.
У славян Дедами называли прародителей, которые охраняли род
и его представителей – в первую очередь, детей. Задолго до появления
Санта-Клауса в славянской мифологии существовал Мороз – персонаж
сказок, как заботливый хозяин снежного царства. В соответствии
с мифологией у Мороза есть внучка – Снегурочка. Снегурочка добра,
помогает людям, приносит радость.
Во всем мире наряженная елка стала необходимой
принадлежностью Рождества, а в государствах, входивших в СССР,
- и Нового года. Истоки ее символики проистекают из символики
дерева и связаны с мифами и ритуалами обновления. Вечнозеленое
дерево с древнейших времен означает вечную жизнь, бесконечный
и неумирающий дух. Как рождественское дерево елка пришла в Россию
в начале ХIХ века.
Символическими атрибутами поздравительных
открыток являются снег, снежинки, сосульки, морозные узоры,
лыжи, санки, коньки, поскольку Рождество и Новый год приходятся
на самый разгар зимы. Звезды и луна, присутствующие на поздравительных
открытках, говорят о том, что основное действие Рождественского
и новогоднего праздников происходят ночью. Колокола и колокольчики,
изображенные на открытках, символизируют колокольный звон, который
в Рождественскую ночь разливался над дореволюционной Россией.
Иллюстративный материал
(Щелкните
по миниатюре, чтобы увидеть большое изображение)
Фантазия
1 |
Фантазия
2 |
Фантазия
3 |
|
|
|
Фантазия
4 |
Фантазия
5 |
Фантазия
6 |
|
|
|
Фантазия
7 |
Фантазия
8 |
Фантазия
9 |
|
|
|
Рассмотрим процесс создания новых цветов, которые
дети будут подготавливать для своих рисунков. Проделаем путь
Tools – Edit Pattern. На экране появляются
два прямоугольника, под которыми находится вопрос, следует ли
сохранять изменения. Палитра узоров справа
на экране подержит под собой еще одну палитру; переход от одной
палитры к другой осуществляется нажатием правой кнопки «мыши».
Первую палитру, которая содержит как простые, так и составные
цвета, изменять не следует, ей будем пользоваться в том виде,
в котором она существует. Вторую палитру, в которой нам предлагают
созданные разработчиками узоры, и будем изменять, создавая собственные
цвета.
Как можно было убедиться на предыдущих уроках, нам не хватает
различных оттенков одного и того же цвета. В качестве примера
создадим оттенки красного цвета.
Для этого выберем какой-нибудь узор из нижней палитры, которым
не предполагаем пользоваться.
Закрасим левый прямоугольник красным
цветом и в шахматном порядке станем добавлять в него черный
цвет.
В правом прямоугольнике видим,
какой узор у нас получается. Сохраним этот цвет, ответив «Yes»
на поставленный вопрос. Затем смешаем красный цвет с цветом
бордо, и т.д.
Работы, выполненные учащимися
(Щелкните по миниатюре, чтобы увидеть
большое изображение)
Работа 1 |
Работа 2 |
Работа 3 |
|
|
|
Работа 4 |
Работа 5 |
Работа 6 |
|
|
|
Работа 7 |
Работа 8 |
Работа 9 |
|
|
|
Типичные трудности
и методы их преодоления
Трудностей на этом уроке не наблюдается. Продолжаем работать
над цветовой гармонией рисунка и уравновешиванием композиции
рисунка. |