Цель урока:
закрепление навыков работы с инструментами, изученными в уроках
1-19.
Комментарии
Почти вся достоверная информация, дошедшая
до нас их глубины веков, отражена в письменных документах. Основным
письменным документом по праву является книга. И, как театр
начинается с вешалки, так книга начинается с обложки.
Внешним впечатлениям от книги всегда уделялось
огромное внимание. Так священное писание принято было помещать
в драгоценный оклад, который сам по себе являлся не только произведением
искусства, но и коллекцией драгоценностей. Считалось, что чем
искуснее и дороже выполнена обложка, тем большее уважение высказывается
содержанию.
Материалом для изготовления обложек были
кожи специальной выделки – сафьян, дерево редких пород, инкрустированное
драгоценными металлами, металлические листы с чеканкой. Книги
с такой обложкой весили немало, а открытие такой книги являлось
церемонией.
И в настоящее время обложка также играет
важную декоративную роль, ее красочность и художественное исполнение
влияет как на восприятие содержания, так и на покупательский
спрос. Каждому читателю приятно взять в руки книгу, обложка
которой оформлена с большим вкусом, будь то учебник, или художественная
литература. Качество обложки обеспечивает сохранность книги.
Издание в жестком переплете оценивается значительно дороже,
чем в мягком, а плохо переплетенные тиражи получили прозвище
книжек- однодневок.
К работе над оформлением обложки привлекают
художников-декораторов со специальным образованием: в художественных
институтах есть факультеты книжной графики. А раньше к оформлению
книг привлекались известные художники. И сейчас сказки с иллюстрациями
Сутеева, Билибина, Васнецова, Конашевича покупаются родителями
для малышей с большой охотой.
В зависимости от темы издания, от предмета
изложения существуют разные стандарты оформления, подчиненные
достаточно устойчивой тенденции. Каждое издательство сегодня
старается сформировать собственный оформительский стиль и выразить
его в дизайне обложки.
Особенно велика роль иллюстрации на первом листе для художественной
литературы, однако в любом случае обложка должна отражать:
- Как называется
книга
- Кто написал произведение
Остальное место на обложке свободно и может
быть занято иллюстрациями или иным оформлением, которое отражает
содержание книги.
Представим себе, что в качестве художника-декоратора
издательство пригласило нас для того, чтобы мы подготовили свою
любимую книгу к печати…
План урока
- Рассказ о назначении книжной обложки Демонстрация
обложек книг (Иллюстративный материал к уроку 20).
- Демонстрация работ учащихся (Работы учащихся
к уроку 20) с анализом их успешности.
- Самостоятельная работа учащихся.
- Коллективный анализ детских работ.
Иллюстративный материал
(Щелкните по миниатюре, чтобы увидеть большое изображение)
пример 1 |
пример 2 |
пример 3 |
|
|
|
пример 4 |
пример 5 |
пример 6 |
|
|
|
Поскольку данная тема не предусматривает объяснения
новых технологий и методов работы, роль учителя заключается
только в том, чтобы предоставить детям как можно больше материала,
который служил бы основой для пробуждения их собственной фантазии.
Обложки книг учащиеся видят с раннего детства, поэтому тема
урока им понятна и знакома. Представляется важным, чтобы учитель
на этом уроке способствовал появлению и закреплению желания
ребенка читать и видеть прочитанное, создавать на основе текста
образное видение.
Работы, выполненные учащимися
(Щелкните по миниатюре, чтобы увидеть большое
изображение)
Работа 1 |
Работа 2 |
Работа 3 |
|
|
|
Работа 4 |
Работа 5 |
Работа 6 |
|
|
|
Работа 7 |
Работа 8 |
Работа 9 |
|
|
|
Типичные трудности
и методы их преодоления
Сегодня интерес к чтению у многих школьников
существенно снижен. Некоторые дети вообще не могут назвать своего
любимого произведения. Учитель может принести несколько хорошо
оформенных сказок, рассказов с увлекательными сюжетами, хорошим
языком и прочитать выдержки из них.
Для тех учащихся, которые по каким-то причинам
не могут ничего придумать самостоятельно, можно предложить оформить
обложку учебника «Компьютерная графика».
|