УРОКИ

Уроки


Урок 1 -   Витраж
Урок 2 -   Витраж (продолжение)
Урок 3 -   Графические примитивы
Урок 4 -   Зеркальное отображение. Контраст, нюанс
Урок 5 -   Геометрический орнамент
Урок 6 -   Растительный орнамент
Урок 7 -   Дом моей мечты
Урок 8 -   Павловопосадские платки
Урок 9 -   Работа с текстом
Урок 10 - Храм
Урок 11 - Работа с библиотекой изображений
Урок 12 - Новогодние фантазии

Урок 13 - Новогодняя открытка
Урок 14 - Рождественская открытка
Урок 15 - Букет в вазе
Урок 16 - Лоскутный стиль
Урок 17 - Хохлома
Урок 18 - Жар-птица
Урок 19 - Пейзаж
Урок 20 - Обложка книги
Урок 21 - Ткани
Урок 22 - Пасхальная открытка
Урок 23 - Герои мультфильмов


Урок 20. Обложка книги

Цель урока: закрепление навыков работы с инструментами, изученными в уроках 1-19.

Комментарии

Почти вся достоверная информация, дошедшая до нас их глубины веков, отражена в письменных документах. Основным письменным документом по праву является книга. И, как театр начинается с вешалки, так книга начинается с обложки.

Внешним впечатлениям от книги всегда уделялось огромное внимание. Так священное писание принято было помещать в драгоценный оклад, который сам по себе являлся не только произведением искусства, но и коллекцией драгоценностей. Считалось, что чем искуснее и дороже выполнена обложка, тем большее уважение высказывается содержанию.

Материалом для изготовления обложек были кожи специальной выделки – сафьян, дерево редких пород, инкрустированное драгоценными металлами, металлические листы с чеканкой. Книги с такой обложкой весили немало, а открытие такой книги являлось церемонией.

И в настоящее время обложка также играет важную декоративную роль, ее красочность и художественное исполнение влияет как на восприятие содержания, так и на покупательский спрос. Каждому читателю приятно взять в руки книгу, обложка которой оформлена с большим вкусом, будь то учебник, или художественная литература. Качество обложки обеспечивает сохранность книги. Издание в жестком переплете оценивается значительно дороже, чем в мягком, а плохо переплетенные тиражи получили прозвище книжек- однодневок.

К работе над оформлением обложки привлекают художников-декораторов со специальным образованием: в художественных институтах есть факультеты книжной графики. А раньше к оформлению книг привлекались известные художники. И сейчас сказки с иллюстрациями Сутеева, Билибина, Васнецова, Конашевича покупаются родителями для малышей с большой охотой.

В зависимости от темы издания, от предмета изложения существуют разные стандарты оформления, подчиненные достаточно устойчивой тенденции. Каждое издательство сегодня старается сформировать собственный оформительский стиль и выразить его в дизайне обложки.
Особенно велика роль иллюстрации на первом листе для художественной литературы, однако в любом случае обложка должна отражать:

  1. Как называется книга
  2. Кто написал произведение

Остальное место на обложке свободно и может быть занято иллюстрациями или иным оформлением, которое отражает содержание книги.

Представим себе, что в качестве художника-декоратора издательство пригласило нас для того, чтобы мы подготовили свою любимую книгу к печати…

План урока

  1. Рассказ о назначении книжной обложки Демонстрация обложек книг (Иллюстративный материал к уроку 20).
  2. Демонстрация работ учащихся (Работы учащихся к уроку 20) с анализом их успешности.
  3. Самостоятельная работа учащихся.
  4. Коллективный анализ детских работ.

Иллюстративный материал
(Щелкните по миниатюре, чтобы увидеть большое изображение)

пример 1
пример 2
пример 3
пример 4
пример 5
пример 6

Поскольку данная тема не предусматривает объяснения новых технологий и методов работы, роль учителя заключается только в том, чтобы предоставить детям как можно больше материала, который служил бы основой для пробуждения их собственной фантазии. Обложки книг учащиеся видят с раннего детства, поэтому тема урока им понятна и знакома. Представляется важным, чтобы учитель на этом уроке способствовал появлению и закреплению желания ребенка читать и видеть прочитанное, создавать на основе текста образное видение.

Работы, выполненные учащимися
(Щелкните по миниатюре, чтобы увидеть большое изображение)

Работа 1
Работа 2
Работа 3
Работа 4
Работа 5
Работа 6
Работа 7
Работа 8
Работа 9

Типичные трудности и методы их преодоления

Сегодня интерес к чтению у многих школьников существенно снижен. Некоторые дети вообще не могут назвать своего любимого произведения. Учитель может принести несколько хорошо оформенных сказок, рассказов с увлекательными сюжетами, хорошим языком и прочитать выдержки из них.

Для тех учащихся, которые по каким-то причинам не могут ничего придумать самостоятельно, можно предложить оформить обложку учебника «Компьютерная графика».

Вверх