УРОКИ

Уроки


Урок 1 -   Витраж
Урок 2 -   Витраж (продолжение)
Урок 3 -   Графические примитивы
Урок 4 -   Зеркальное отображение. Контраст, нюанс
Урок 5 -   Геометрический орнамент
Урок 6 -   Растительный орнамент
Урок 7 -   Дом моей мечты
Урок 8 -   Павловопосадские платки
Урок 9 -   Работа с текстом
Урок 10 - Храм
Урок 11 - Работа с библиотекой изображений
Урок 12 - Новогодние фантазии

Урок 13 - Новогодняя открытка
Урок 14 - Рождественская открытка
Урок 15 - Букет в вазе
Урок 16 - Лоскутный стиль
Урок 17 - Хохлома
Урок 18 - Жар-птица
Урок 19 - Пейзаж
Урок 20 - Обложка книги
Урок 21 - Ткани
Урок 22 - Пасхальная открытка
Урок 23 - Герои мультфильмов


Урок 22. Пасхальная открытка

Цель урока: создание композиции на тему пасхальной открытки, используя навыки, полученные на уроках 1 – 21.

Комментарии

Светлое Христово Воскресение - величайший праздник, древнейший в христианской церкви. Он был установлен еще во времена апостолов, и от них, как наследие, передано пасхальное приветствие: "Христос Воскресе!" - "Воистину Воскресе!"

С появлением и распространением в конце XIX века открытых писем появилась новая возможность пронести эти слова через версты весенней распутицы и пограничные посты. Показательно, что одни из самых первых отечественных иллюстрированных открыток были выпущены к Пасхе 1898 года: четыре акварели "на весенние сюжеты" известного писателя и художника Н.Н.Каразина стали первым (и весьма успешным) опытом издания открыток, предпринятым Общиной Св. Евгении. В дальнейшем это издательство - без преувеличения, лучшее в России из издательств, выпускавших открытые письма - неоднократно обращалась к пасхальной тематике. Ей отдали дань художники И.Я.Билибин и Ф.Г.Беренштам, В.И.Зарубин и И.И.Смукрович, Н.К.Пимоненко и Е.М.Бем - каждый в своей неповторимой манере. Символично, что одни из последних открыток Общины, которые увидели свет в марте 1917 года, изображали украинские "писанки" - расписные пасхальные яйца.

Полноцветные пасхальные открытки выходили и в других издательствах: по оригиналам профессиональных русских художников их выпускали такие крупные фирмы, как "Ришар" (С.-Петербург), "Ленц и Рудольф" (Рига) - с ним сотрудничал малоизвестный ныне живописец М.М.Гермашев, а также "Гранберг" (Стокгольм).

Вообще в Европе производили огромное количество почтовых карточек к празднику Пасхи для российского рынка. При этом множество зарубежных иллюстрированных открыток использовало несвойственную русской традиции атрибутику, как то цыплят и зайцев. Основную же массу составляли черно-белые фото открытки сентиментального содержания.

В короткий промежуток 1914 - 1917 годов у пасхальных открыток появляется новая сюжетная канва, обусловленная внешними и внутренними событиями российской жизни: I мировой войной и Февральской революцией. Весной 1917 года неизвестный художник использовал образ красного пасхального яйца, чтобы иносказательно выразить радость по поводу рождения республики рабочих и солдат.

Однако вскоре поздравительные открытки к Пасхе на десятилетия исчезли из обихода нового советского общества.
Впрочем, они продолжали существовать в среде русской эмиграции. Представление о них дает небольшая коллекция, которая в 1997 году была получена в дар от Библиотеки Университета штата Калифорния (США): в 1950 - 1960-х годах парижские и нью-йоркские частные издательства, а также издательство Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле (США) публиковали почтовые открытки, изображающие обычные пасхальные кушанья или же сцены светлого праздника на безвозвратно ушедшей, идиллической и милой родной земле.

С начала 1990-х годов в России возобновилось издание иллюстрированных пасхальных открыток. Многие из них воспроизводят (явно или скрыто) образцы начала XX века, а современные художники в своих оригинальных работах, как правило, оперируют следующим набором мотивом: храм, кулич и пасха, вербовая ветвь и, разумеется, расписные или крашеные яйца.

План урока

  1. Демонстрация учителем приемов и возможностей редактора для создания открытки.
  2. Демонстрация иллюстративного материала к уроку (Иллюстративный материал к уроку 22).
  3. Демонстрация работ учащихся (Работы учащихся к уроку 22).
  4. Самостоятельная работа учащихся.
  5. Коллективный анализ работ.

Иллюстративный материал
(Щелкните по миниатюре, чтобы увидеть большое изображение)

открытка 1
открытка 2
открытка 3
открытка 4
открытка 5
открытка 6

Ниже на рисунках представлена последовательность создания пасхальной открытки. Новых технических приемов на уроке не вводится, главное внимание уделяется выбору сюжета открытки, композиционного и цветового решения его. Лейбмотивом служат слова «светлый праздник…»

1
2
3
4
5
6

7

Работы, выполненные учащимися
(Щелкните по миниатюре, чтобы увидеть большое изображение)

Работа 1
Работа 2
Работа 3
Работа 4
Работа 5
Работа 6

Типичные трудности и методы их преодоления

На протяжении всего курса обучения предпринимается попытка научить ребенка мыслить категориями целого, видеть субъективный контур смысла за объективной формой, напитывая этим работу. Тема “Храм”, “Пасхальная открытка” – показательны в этом отношении, ибо они направлены на интуитивное улавливание высоких и абстрактных понятий. Если в первой из них мы пытались интуитивно воплотить понятие святыни, то в пасхальной открытке разбираем понятие воскрешения. Как ориентиры – воскрешение природы весной, воскрешение птицы Феникс, день недели – воскресенье, как воскрешение человека после трудов в течение недели. На этих уроках учителю необходимо прилагать свежие усилия для отыскания категорий, которыми он будет излагать тему урока, для создания атмосферы урока, стимулирующей раскрытие и осознание темы. Искреннее участие в работе ребенка, искренний интерес к самому ребенку, к предлагаемой теме, может иметь гораздо большее значение, чем самая совершенная вербализация.

Вверх