Урок 22. Пасхальная открытка
Цель урока:
создание композиции на тему пасхальной открытки, используя навыки,
полученные на уроках 1 – 21.
Комментарии
Светлое Христово Воскресение - величайший
праздник, древнейший в христианской церкви. Он был установлен
еще во времена апостолов, и от них, как наследие, передано пасхальное
приветствие: "Христос Воскресе!" - "Воистину
Воскресе!"
С появлением и распространением в конце XIX
века открытых писем появилась новая возможность пронести эти
слова через версты весенней распутицы и пограничные посты. Показательно,
что одни из самых первых отечественных иллюстрированных открыток
были выпущены к Пасхе 1898 года: четыре акварели "на весенние
сюжеты" известного писателя и художника Н.Н.Каразина стали
первым (и весьма успешным) опытом издания открыток, предпринятым
Общиной Св. Евгении. В дальнейшем это издательство - без преувеличения,
лучшее в России из издательств, выпускавших открытые письма
- неоднократно обращалась к пасхальной тематике. Ей отдали дань
художники И.Я.Билибин и Ф.Г.Беренштам, В.И.Зарубин и И.И.Смукрович,
Н.К.Пимоненко и Е.М.Бем - каждый в своей неповторимой манере.
Символично, что одни из последних открыток Общины, которые увидели
свет в марте 1917 года, изображали украинские "писанки"
- расписные пасхальные яйца.
Полноцветные пасхальные открытки выходили
и в других издательствах: по оригиналам профессиональных русских
художников их выпускали такие крупные фирмы, как "Ришар"
(С.-Петербург), "Ленц и Рудольф" (Рига) - с ним сотрудничал
малоизвестный ныне живописец М.М.Гермашев, а также "Гранберг"
(Стокгольм).
Вообще в Европе производили огромное количество
почтовых карточек к празднику Пасхи для российского рынка. При
этом множество зарубежных иллюстрированных открыток использовало
несвойственную русской традиции атрибутику, как то цыплят и
зайцев. Основную же массу составляли черно-белые фото открытки
сентиментального содержания.
В короткий промежуток 1914 - 1917 годов у
пасхальных открыток появляется новая сюжетная канва, обусловленная
внешними и внутренними событиями российской жизни: I мировой
войной и Февральской революцией. Весной 1917 года неизвестный
художник использовал образ красного пасхального яйца, чтобы
иносказательно выразить радость по поводу рождения республики
рабочих и солдат.
Однако вскоре поздравительные открытки к
Пасхе на десятилетия исчезли из обихода нового советского общества.
Впрочем, они продолжали существовать в среде русской эмиграции.
Представление о них дает небольшая коллекция, которая в 1997
году была получена в дар от Библиотеки Университета штата Калифорния
(США): в 1950 - 1960-х годах парижские и нью-йоркские частные
издательства, а также издательство Свято-Троицкого монастыря
в Джорданвилле (США) публиковали почтовые открытки, изображающие
обычные пасхальные кушанья или же сцены светлого праздника на
безвозвратно ушедшей, идиллической и милой родной земле.
С начала 1990-х годов в России возобновилось
издание иллюстрированных пасхальных открыток. Многие из них
воспроизводят (явно или скрыто) образцы начала XX века, а современные
художники в своих оригинальных работах, как правило, оперируют
следующим набором мотивом: храм, кулич и пасха, вербовая ветвь
и, разумеется, расписные или крашеные яйца.
План урока
- Демонстрация учителем приемов и возможностей
редактора для создания открытки.
- Демонстрация иллюстративного
материала к уроку (Иллюстративный материал к уроку 22).
- Демонстрация работ учащихся (Работы учащихся
к уроку 22).
- Самостоятельная работа учащихся.
- Коллективный анализ
работ.
Иллюстративный материал
(Щелкните по миниатюре, чтобы увидеть большое изображение)
открытка
1 |
открытка
2 |
открытка
3 |
|
|
|
открытка
4 |
открытка
5 |
открытка
6 |
|
|
|
Ниже на рисунках представлена последовательность
создания пасхальной открытки. Новых технических приемов на уроке
не вводится, главное внимание уделяется выбору сюжета открытки,
композиционного и цветового решения его. Лейбмотивом служат
слова «светлый праздник…»
Работы, выполненные учащимися
(Щелкните по миниатюре, чтобы увидеть большое
изображение)
Работа 1 |
Работа 2 |
Работа 3 |
|
|
|
Работа 4 |
Работа 5 |
Работа 6 |
|
|
|
Типичные трудности
и методы их преодоления
На протяжении всего курса обучения предпринимается
попытка научить ребенка мыслить категориями целого, видеть субъективный
контур смысла за объективной формой, напитывая этим работу.
Тема “Храм”, “Пасхальная открытка” – показательны в этом отношении,
ибо они направлены на интуитивное улавливание высоких и абстрактных
понятий. Если в первой из них мы пытались интуитивно воплотить
понятие святыни, то в пасхальной открытке разбираем понятие
воскрешения. Как ориентиры – воскрешение природы весной, воскрешение
птицы Феникс, день недели – воскресенье, как воскрешение человека
после трудов в течение недели. На этих уроках учителю необходимо
прилагать свежие усилия для отыскания категорий, которыми он
будет излагать тему урока, для создания атмосферы урока, стимулирующей
раскрытие и осознание темы. Искреннее участие в работе ребенка,
искренний интерес к самому ребенку, к предлагаемой теме, может
иметь гораздо большее значение, чем самая совершенная вербализация. |