Формирование положительной
«Я-концепции»
|
«Если вы
всегда делаете лишь то, что делали раньше, вы и получать
будете лишь то, что получали всегда!»
Гарри
Адлер «Технология НЛП»
|
Каждый человек осознанно или
бессознательно постоянно оценивает себя, основываясь на некой
системе представлений, с помощью которой он интерпретирует
окружающий мир. Сообразно оценке человек находится в продуктивном
или непродуктивном состоянии. Другими словами, человек
априорно чувствует себя способным или неспособным выполнить
какую-то задачу, принять какое-то решение, человек испытывает
прилив сил, или ощущает свое бессилие. Первое состояние называется
продуктивным, второе – непродуктивным. Очевидно,
что для любого вида деятельности гораздо эффективнее находиться
в продуктивном состоянии. Авторам приходилось спрашивать американских
школьников: «Ты можешь это сделать?» Как правило, следовал ответ:
«Не знаю, не пробовал». Задавая тот же вопрос школьникам в России,
в ответ звучало: «Нет». На вопрос, почему же «нет», дети объясняли,
что они не пробовали, поэтому не могут. Приходилось спрашивать:
«Если ты не пробовал, откуда ты знаешь, что не сможешь?»
Это может служить ключом для понимания
проблемы. Положительная «Я-концепция» позволяет человеку
предполагать, что он сможет выполнить ту или иную задачу,
и спокойно совершать действия по ее выполнению. Отрицательная
«Я-концепция» оказывает тормозящее, угнетающее, парализующее
действие, приводя человека в непродуктивное состояние.
Казалось бы, рассуждения очевидные. Тогда
возникает вопрос: почему в развитых странах педагогам, родителям
удается сформировать у среднестатистического ребенка положительную
«Я-концепцию», а нашим – не удается?
Любое убеждение человека, как правило, остается победителем, словно пророчество,
которое всегда исполняется, это психологами и специалистами по нейролингвистическому
программированию установлено давно.
Широкомасштабные исследования, проведенные
среди школьников США, показали заметные изменения в успеваемости
в зависимости от того, как склонен был тот или иной ребенок
думать о цвете своих глаз! Не играет роли,
возникло убеждение под влиянием какого-либо авторитетного
лица или сверстника, представляется оно рациональным или
иррациональным, известно или нет его происхождение. Поведение
личности находится под мощным воздействием его индивидуальных
убеждений и верований. В свою очередь само поведение, действия
индивидуума укрепляют эти верования и убеждения на следующем
этапе. Поэтому личность все время находится в замкнутом круге.
Важнейшим фактором формирования убеждений
является окружение, в которое человек попадает в детские
годы. Если во время роста и становления ребенка у него поддерживали
уверенность в том, что он может много добиться, то это становится
составной частью убеждений. Каждый в детстве имеет свои ролевые
модели, именно они становятся источником его убеждений. Психолог
Гарри Адлер приводит исследования высказываний тысяч ведущих
спортсменов, общественных деятелей, бизнесменов, которые,
оглядываясь назад, видят начало своего пути к успеху в какой-нибудь
ранней ролевой модели. Даже при тяжелом детстве можно испытать
влияние одного-единственного школьного учителя, родственника
или наставника, который изменит представление ребенка о себе
и покажет значимый, перспективный жизненный путь. Адлер говорит:
«Величайшее человеческое страдание приходит вместе с уверенностью
в том, что нет будущего, что нельзя мечтать о чем-то лучшем».
Исследования, проведенные Бенджамином Блумом в университете
Чикаго, охватывали успешных молодых спортсменов, музыкантов,
студентов. Ученый был удивлен, обнаружив, что большинство
этих молодых людей начинало свой путь не с общепризнанного
проявления таланта или несомненного свидетельства врожденных
способностей. Основная часть обследуемых развивала свои данные
серьезной работой. Их уверенность в себе предшествовала явным
проявлениям большого таланта. Если этот талант пребывал в
скрытой форме, значит что-то или кто-то в окружении создал
эту систему убеждений – уверенность, способную стимулировать
раскрытие потенциала. Внутренний потенциал человека, какой
бы ни была наследственность, всегда является неограниченным.
И этот потенциал раскрывается с помощью нашего мышления,
позитивного или негативного. Огорчает тот факт, что, несмотря
на достижения психологии и того ее раздела, который называется
нейролингвистическим программированием, весь арсенал средств
не только не задействован в российской системе образования,
а существует как бы автономно, не связанно с ней, сам по
себе. Применение их приносят не только вдохновляющие, но
и изумляющие результаты. В учебнике представлены работы детей,
которые не проходили конкурсных отборов, не учились в художественных
школах и не имели особой привязанности к рисованию. Основное
убеждение, которое формировалось у детей во время обучения,
было: «Ты даже не знаешь, как ты можешь! Ты
даже не знаешь, какой ты талантливый!».
И здесь нет ни лукавства, ни преувеличения: каждый из нас
может гораздо больше, чем осознает.
Интересен опыт, полученный авторами на
семинарах, проводимых для учителей по обучению их методике
программы. Низкая самооценка свойственна не только учащимся,
но и учителям, которые в первый день занятий почти поголовно
объясняют, что они – «не могут»: нет способностей,
навыков и т.д., и с восторгом к концу занятий обнаруживают,
что они могут! И работа (обучение)
выполняется весело и легко, в игровой форме, вызывая прилив
сил. Задумаемся над тем, как формируется низкая самооценка
нации, как мы формируем ее друг у друга, у наших детей, приводя
себя и окружающих в непродуктивное состояние,
причем из лучших побуждений!
Формирование позитивной «Я-концепции» опирается
на нейролингвистическое программирование (НЛП). Это название
придумано Джоном Гриндером и Ричардом Бэндлером в начале
семидесятых годов, когда они пытались описать технологию
успешности и мастерства в любом виде человеческой деятельности.
НЛП – это искусство и наука о личном мастерстве. Искусство,
потому что каждый вносит свою уникальную индивидуальность
в то, что делает, и это невозможно отразить вербально. Наука,
потому что существует метод и процесс обнаружения и описания
технологий, используемых выдающимися личностями для достижения
выдающихся результатов. Эти технологии находят все большее
применение в образовании на Западе для эффективного развития
и ускоренного обучения, создавая положительную «Я-концепцию»
и, как следствие, продуктивное состояние, продуктивную жизнь.
Если исходить из оценки культур с позиций
– Отцовская-Материнская, то нашей западной Отцовской культуре
нейролингвистический подход ближе, чем Материнской культуре,
которая изначально исходит из принятия: «Я принимаю тебя
таким, каков ты есть». Все религии мира исходят из Материнской
культуры, постулируя, что человек равно любим Богом, вне
зависимости от его успехов, социального статуса, красоты,
национальной принадлежности, и т.д. Этот подход терапевтичен
и плодотворен, он дает человеку силы, а не отнимает их.
Другими словами, есть выбор для каждого педагога, на каких научных или духовных
ценностях ему основывать преподавание. Главное – поддержать, вдохновить и помочь
раскрыться. «Ты можешь!» - основопологающее убеждение,
которое искренне звучит на протяжении всего процесса
обучения.
Литература:
- Джозеф О’Коннор и Джон Сеймор «Введение в НЛП»
. «Версия», Челябинск, 1997
- Гарри Адлер «Технология НЛП». «Питер»,
Санкт - Петербург, 2001 г.
|