СТАТЬИ

СТАТЬИ



ЭЛЕМЕНТЫ ЦВЕТОПСИХОЛОГИИ

Компьютерная графика, в первую очередь, связана с цветом, поэтому для работы с ней необходимы минимальные знания о воздействии цвета на психику человека, т.е. о механизмах цветовосприятия и цветопредпочтения. В Японии педагоги специально анализируют детские рисунки с целью выявления цветопредпочтения детей. Они полагают, что нарушения цветовосприятия говорит о дисгармонии в психике, и если наладить правильное восприятие цвета, то происходит восстановление гармонии психической жизни ребенка. Поэтому работа по нормализации цветовосприятия учащихся очень важна.
Считается, что полностью цветовая гамма осваивается ребенком к шести годам. У большинства детей любовь к цветам сменяется точно по хроматическому кругу: в 4-5 лет они почти все любят красный цвет, примерно в 7-8 любимым становится желтый, несколько позднее – зеленый, и примерно к 10 годам предпочтение отдается синему. Нормальный уравновешенный человек к тридцати годам более не определяет один из цветов как предпочитаемый, а воспринимает все основные цвета одинаково. Случаи же ярко выраженного предпочтения или отторжения какого-либо цвета чаще всего свидетельствуют либо о неуравновешенности, либо о еще каких-нибудь неполадках в нервной системе человека.
В Западной системе образования отсутствие или недостаток в рисунке ребенка какого-нибудь цвета не считается патологией, поэтому коррекция цветовосприятия не производится.

Приведем классификацию цветов по их психологическому воздействию на человека (на основе работы Г.Фрилинга и К. Ауэра).

1. Стимулирующие цветатеплые»).
Основное свойство этих цветов – вызывать возбуждение. К ним относится весь спектр цветов по хроматическому тону от красного до желтого. Эта часть спектра включает в себя яркие, насыщенные и светлые тона. Они стимулируют интерес человека к внешнему миру, общению, деятельности.
2. Дезинтегрирующие цветахолодные»).
Основное свойство этих цветов – вызывать торможение. К ним относится весь спектр цветов от фиолетового до сине-зеленого. Это холодные, успокаивающие и снимающие возбуждение тона. Они увеличивают дистанцию растягивают время, уменьшают эмоциональность.

3. Статические цветауравновешивающие»).
Основное свойство этих цветов – вызывать состояние равновесия, спокойствия. Сюда относится зеленый, желто-зеленый, оливковый и другие части спектра как светлых так и темных оттенков. Они способствуют спокойствию и уравновешенности, стабильности и погружению человека в свой внутренний мир.

4. Пастельные цветамягкие»).
Эти цвета обладают свойством вызывать ощущение мягкости, нежности, легкости. Сюда относятся розовый, салатный, серо-голубой и другие цвета верхней части спектра (ближе к белому), обладающие малой насыщенностью. Эти чистые, приглушенные, мягкие тона, создающие ощущение скромности, нежности, ласки.

5. Подавляющие цвета («угнетающие»).
Основное их свойство – вызывать ощущение угнетенности и давления. Это черный и другие цвета спектра с близкой к нему повышенной насыщенностью. Они производят мрачное, угрюмое, гнетущее впечатление, вызывающие тоску, подавленность и страх.

При сочетании с громким звуком цвет воспринимается более ярким, что может вызывать раздражение и утомление. Например, оранжевый цвет на фоне мягкой, тихой музыки воспринимается светлее и «желтее», а на фоне громкой – приобретает агрессивность и резкость красного. (В связи с вышеизложенным имеет смысл подумать о воздействии на психику ребенка современной рекламы и обстановки дискотек, а также о подборе музыкального сопровождения компьютерной анимации). Даже спокойный желтый цвет на фоне громкой музыки начинает нервировать.

Разберем влияние на психику человека отдельных цветов спектра.

БЕЛЫЙ – холодный и чистый цвет. Служит хорошим фоном для всех хроматических цветов, которые рядом с ним повышают свою интенсивность и больше привлекают внимание.

СЕРЫЙ – нейтральный цвет: не привлекает к себе внимания, не вызывает никаких реакций (не возбуждает и не успокаивает). Создает ощущение стабильности, отгораживает человека от внешнего мира и побуждает его к сдержанности, скромности, скрытности. Иногда стремление к серому цвету связано с повышением возбуждения или уровня тревоги, и в этом случае он защищает человека от переутомления, как бы укрывая его в защитную оболочку.

КРАСНЫЙ – вызывает ощущение тепла, глубоко проникает в ткани, увеличивает мускульное напряжение, вызывает некоторое повышение артериального давления, учащение пульса и дыхания. Вместе с увеличением силы мышц красный цвет увеличивает и скорость движения вплоть до суетливости. Стимуляция деятельности, которую он вызывает, носит принудительный, насильственный характер. В начале работы этот цвет резко повышает работоспособность, затем быстро вызывает утомление, и она падает. Красный цвет вызывает возбуждение, волнение и беспокойство, усиливает нервное напряжение, повышает уровень тревоги. При соотнесении со звуком красный цвет ассоциируется с повышенной громкостью.

ОРАНЖЕВЫЙ – согревает, стимулирует и также порождает возбуждение, но не внешнее, навязчивое, как красный, а внутреннее, мягкое и приятное. Оранжевый цвет создает ощущение веселья, радости, благополучия, усиливает жизнерадостность и чувство полноты жизненных ощущений, укрепляет волю человека и делает его терпимым по отношению к другим. Сильно стимулируются физиологические процессы: повышается мускульная сила, трудоспособность, увеличивается деятельность вегетативной нервной системы. Однако следует учитывать, что при избыточном воздействии оранжевый цвет может вызвать головную боль и головокружение.

ЖЕЛТЫЙ - обладает наибольшей светимостью и освещает лучше всех других цветов спектра, даже лучше белого. Желтый цвет открыт и легок, поэтому настраивает человека на интерес к внешнему миру, побуждает к контактом и активной деятельности, способствует четкому и логичному выражению своих мыслей (недаром ораторы древнего мира носили украшения с цитрином – желтым камнем). Этот цвет создает ощущение радости, веселья, праздничности, уменьшает напряжение в межличностных отношениях. Однако, в больших дозах он тоже может утомлять.

ЗЕЛЕНЫЙ – воспринимается как свежий и влажный, успокаивающий. Он действует во многом противоположно красному: нормализует артериальное давление, снижает частоту пульса и дыхания, являясь идеальным цветом для релаксации. Этот цвет повышает тонус и успокаивает, создает ощущение отдыха, оказывает слабое болеутоляющее действие. Работоспособность повышается ненамного, зато надолго. Это самый спокойный и уравновешенный из всех цветов спектра – никуда не зовет, ничего не требует. Лучше всего он действует на здоровых, нормальных людей. Вообще зеленый – цвет спокойных, самодостаточных и довольных собой людей.

ГОЛУБОЙ – очень интенсивно влияет на восприятие времени и пространства, причем время удлиняет, а пространство расширяет, удаляя горизонт от человека. В психологическом плане – успокаивает, понижает уровень тревоги и расслабляет, но делает это холодным, рассудочным образом, за счет серьезности, мудрости и даже некоторой печали. При избыточном применении может вызвать переутомление, головную боль, ощущение холода и тоски.

СИНИЙ – уменьшает частоту дыхания, ослабляет пульс, еще больше удлиняет выдох и релаксирует тело. В психологическом плане – воздействует на восприятие времени и пространства: резко удаляет поверхность от глаза и снимает ощущение времени (оно словно утрачивает свое значение). Это цвет самоанализа, самоуглубления. При длительном воздействии оказывает тормозящее действие на нервную систему, вплоть до угнетения, ощущения печали, усталости и утомления.

ФИОЛЕТОВЫЙ – сочетает в себе свойства красного и синего цветов, которые полностью уравновешены. Физиологически данный цвет сильнее, чем любой другой, замедляет дыхание и увеличивает продолжительность выдоха. Значительно уменьшает физическую работоспособность, увеличивает выносливость сердца и сосудов. Психологически – подавляет рациональное мышление, пробуждая вместо него интуицию, стимулирует потребность в духовном развитии. При избыточном применении возможно сильное угнетение вплоть до депрессии.

ЧЕРНЫЙ – производит сильное угнетающее и тормозящее действие. Как и белый цвет служит хорошим фоном для проявления всех цветов.

Воздействие неполярных цветовых пар

(по Г. Фрилингу и К. Ауэру)

Неполярные пары Характер воздействия
Красный - синий Волнение, отталкивание
Красный - ультрамарин Резкая наступательная сила
Красный - желтый Лучезарность, теплота, радость
Красный - золотой Теплота, пышность, роскошь
Красный - оранжевый Резкое раздражение!
Красный - черный Опасность, подавление жизни
Красный – светло-зеленый Незавершенность, мерцание
Красный - бежевый Диссонанс!
Оранжевый - зеленый Импульсивность
Оранжевый – светло-зеленый Обволакивающая теплота
Оранжевый - фиолетовый Оглушение, опьянение
Оранжевый - ультрамарин Резкость, претенциозность
Оранжевый - черный Насилие
Золотой - пурпурный Праздничность, мощь, достоинство
Желтый - оливковый Резкий диссонанс!
Желтый – светло-зеленый Веселье, радость
Желтый - черный Разрыв, привлечение внимания
Желтый - белый Прояснение, просветление
Светло-зеленый - розовый Слабость, нежность, радушие
Светло-зеленый - лиловый Диссонанс!
Зеленый - серый Пассивность, родственность
Зеленый - бежевый Успокаивающая теплота
Зеленый - коричневый Заземленность
Зеленый - белый Чистота и ясность
Синий - серый Нейтральность, холодность
Синий - черный Удаленность, темнота
Синий - белый Холодность, удаленность, чистота
Синий - коричневый Бескомпромиссность
Синий - розовый Робость, застенчивость, разобщенность

Предпочтение, отдаваемое ребенком одному цвету и неприятие другого имеют определенное значение: выбор цвета точно отражает душевное состояние. На этом опыте построен тест Люшера. Десятки тысяч опытов с цветным тестом Люшера на людях самых разнообразных уровней культуры, проведенных по всему миру, показали, что влияние цвета существует везде и оно не зависит от расы, пола и социального происхождения. Цветопредпочтение ребенка может служить материалом для диагностики его состояния, динамика развития цветопредпочтения, отслеживаемая в течение всего курса обучения, позволяет установить тенденции развития ребенка, как позитивные, так и негативные, и ввести соответствующую коррекцию.

Вверх