Компьютерная графика, в первую очередь, связана
с цветом, поэтому для работы с ней необходимы минимальные знания
о воздействии цвета на психику человека, т.е. о механизмах цветовосприятия
и цветопредпочтения. В Японии педагоги специально анализируют
детские рисунки с целью выявления цветопредпочтения детей. Они
полагают, что нарушения цветовосприятия говорит о дисгармонии
в психике, и если наладить правильное восприятие цвета, то происходит
восстановление гармонии психической жизни ребенка. Поэтому работа
по нормализации цветовосприятия учащихся очень важна.
Считается, что полностью цветовая гамма осваивается ребенком
к шести годам. У большинства детей любовь к цветам сменяется
точно по хроматическому кругу: в 4-5 лет они почти все любят
красный цвет, примерно в 7-8 любимым становится желтый, несколько
позднее – зеленый, и примерно к 10 годам предпочтение отдается
синему. Нормальный уравновешенный человек к тридцати годам более
не определяет один из цветов как предпочитаемый, а воспринимает
все основные цвета одинаково. Случаи же ярко выраженного
предпочтения или отторжения какого-либо цвета чаще всего свидетельствуют
либо о неуравновешенности, либо о еще каких-нибудь неполадках
в нервной системе человека.
В Западной системе образования отсутствие или недостаток в рисунке
ребенка какого-нибудь цвета не считается патологией, поэтому
коррекция цветовосприятия не производится.
Приведем классификацию цветов
по их психологическому воздействию на человека
(на основе работы Г.Фрилинга и К. Ауэра).
1. Стимулирующие цвета («теплые»).
Основное свойство этих цветов – вызывать возбуждение. К ним
относится весь спектр цветов по хроматическому тону от красного
до желтого. Эта часть спектра включает в себя яркие, насыщенные
и светлые тона. Они стимулируют интерес человека к внешнему
миру, общению, деятельности.
2. Дезинтегрирующие цвета («холодные»).
Основное свойство этих цветов – вызывать торможение. К ним относится
весь спектр цветов от фиолетового до сине-зеленого. Это холодные,
успокаивающие и снимающие возбуждение тона. Они увеличивают
дистанцию растягивают время, уменьшают эмоциональность.
3. Статические цвета («уравновешивающие»).
Основное свойство этих цветов – вызывать состояние равновесия,
спокойствия. Сюда относится зеленый, желто-зеленый, оливковый
и другие части спектра как светлых так и темных оттенков. Они
способствуют спокойствию и уравновешенности, стабильности и
погружению человека в свой внутренний мир.
4. Пастельные цвета («мягкие»).
Эти цвета обладают свойством вызывать ощущение мягкости, нежности,
легкости. Сюда относятся розовый, салатный, серо-голубой и другие
цвета верхней части спектра (ближе к белому), обладающие малой
насыщенностью. Эти чистые, приглушенные, мягкие тона, создающие
ощущение скромности, нежности, ласки.
5. Подавляющие цвета («угнетающие»).
Основное их свойство – вызывать ощущение угнетенности и давления.
Это черный и другие цвета спектра с близкой к нему повышенной
насыщенностью. Они производят мрачное, угрюмое, гнетущее впечатление,
вызывающие тоску, подавленность и страх.
При сочетании с громким звуком цвет воспринимается
более ярким, что может вызывать раздражение и утомление. Например,
оранжевый цвет на фоне мягкой, тихой музыки воспринимается светлее
и «желтее», а на фоне громкой – приобретает агрессивность и
резкость красного. (В связи с вышеизложенным имеет смысл подумать
о воздействии на психику ребенка современной рекламы и обстановки
дискотек, а также о подборе музыкального сопровождения компьютерной
анимации). Даже спокойный желтый цвет на фоне громкой музыки
начинает нервировать.
Разберем влияние на психику человека
отдельных цветов спектра.
БЕЛЫЙ – холодный и чистый цвет. Служит
хорошим фоном для всех хроматических цветов, которые рядом с
ним повышают свою интенсивность и больше привлекают внимание.
СЕРЫЙ – нейтральный цвет: не привлекает
к себе внимания, не вызывает никаких реакций (не возбуждает
и не успокаивает). Создает ощущение стабильности, отгораживает
человека от внешнего мира и побуждает его к сдержанности, скромности,
скрытности. Иногда стремление к серому цвету связано с повышением
возбуждения или уровня тревоги, и в этом случае он защищает
человека от переутомления, как бы укрывая его в защитную оболочку.
КРАСНЫЙ – вызывает ощущение тепла,
глубоко проникает в ткани, увеличивает мускульное напряжение,
вызывает некоторое повышение артериального давления, учащение
пульса и дыхания. Вместе с увеличением силы мышц красный цвет
увеличивает и скорость движения вплоть до суетливости. Стимуляция
деятельности, которую он вызывает, носит принудительный, насильственный
характер. В начале работы этот цвет резко повышает работоспособность,
затем быстро вызывает утомление, и она падает. Красный цвет
вызывает возбуждение, волнение и беспокойство, усиливает нервное
напряжение, повышает уровень тревоги. При соотнесении со звуком
красный цвет ассоциируется с повышенной громкостью.
ОРАНЖЕВЫЙ – согревает, стимулирует
и также порождает возбуждение, но не внешнее, навязчивое, как
красный, а внутреннее, мягкое и приятное. Оранжевый цвет создает
ощущение веселья, радости, благополучия, усиливает жизнерадостность
и чувство полноты жизненных ощущений, укрепляет волю человека
и делает его терпимым по отношению к другим. Сильно стимулируются
физиологические процессы: повышается мускульная сила, трудоспособность,
увеличивается деятельность вегетативной нервной системы. Однако
следует учитывать, что при избыточном воздействии оранжевый
цвет может вызвать головную боль и головокружение.
ЖЕЛТЫЙ - обладает наибольшей светимостью
и освещает лучше всех других цветов спектра, даже лучше белого.
Желтый цвет открыт и легок, поэтому настраивает человека на
интерес к внешнему миру, побуждает к контактом и активной деятельности,
способствует четкому и логичному выражению своих мыслей (недаром
ораторы древнего мира носили украшения с цитрином – желтым камнем).
Этот цвет создает ощущение радости, веселья, праздничности,
уменьшает напряжение в межличностных отношениях. Однако, в больших
дозах он тоже может утомлять.
ЗЕЛЕНЫЙ – воспринимается как свежий
и влажный, успокаивающий. Он действует во многом противоположно
красному: нормализует артериальное давление, снижает частоту
пульса и дыхания, являясь идеальным цветом для релаксации. Этот
цвет повышает тонус и успокаивает, создает ощущение отдыха,
оказывает слабое болеутоляющее действие. Работоспособность повышается
ненамного, зато надолго. Это самый спокойный и уравновешенный
из всех цветов спектра – никуда не зовет, ничего не требует.
Лучше всего он действует на здоровых, нормальных людей. Вообще
зеленый – цвет спокойных, самодостаточных и довольных собой
людей.
ГОЛУБОЙ – очень интенсивно влияет
на восприятие времени и пространства, причем время удлиняет,
а пространство расширяет, удаляя горизонт от человека. В психологическом
плане – успокаивает, понижает уровень тревоги и расслабляет,
но делает это холодным, рассудочным образом, за счет серьезности,
мудрости и даже некоторой печали. При избыточном применении
может вызвать переутомление, головную боль, ощущение холода
и тоски.
СИНИЙ – уменьшает частоту дыхания,
ослабляет пульс, еще больше удлиняет выдох и релаксирует тело.
В психологическом плане – воздействует на восприятие времени
и пространства: резко удаляет поверхность от глаза и снимает
ощущение времени (оно словно утрачивает свое значение). Это
цвет самоанализа, самоуглубления. При длительном воздействии
оказывает тормозящее действие на нервную систему, вплоть до
угнетения, ощущения печали, усталости и утомления.
ФИОЛЕТОВЫЙ – сочетает в себе свойства
красного и синего цветов, которые полностью уравновешены. Физиологически
данный цвет сильнее, чем любой другой, замедляет дыхание и увеличивает
продолжительность выдоха. Значительно уменьшает физическую работоспособность,
увеличивает выносливость сердца и сосудов. Психологически –
подавляет рациональное мышление, пробуждая вместо него интуицию,
стимулирует потребность в духовном развитии. При избыточном
применении возможно сильное угнетение вплоть до депрессии.
ЧЕРНЫЙ – производит сильное угнетающее
и тормозящее действие. Как и белый цвет служит хорошим фоном
для проявления всех цветов.
Воздействие неполярных цветовых
пар
(по Г. Фрилингу и К. Ауэру)
Неполярные пары |
Характер воздействия |
Красный - синий |
Волнение, отталкивание |
Красный - ультрамарин |
Резкая наступательная сила |
Красный - желтый |
Лучезарность, теплота, радость |
Красный - золотой |
Теплота, пышность, роскошь |
Красный - оранжевый |
Резкое раздражение! |
Красный - черный |
Опасность, подавление жизни |
Красный – светло-зеленый |
Незавершенность, мерцание |
Красный - бежевый |
Диссонанс! |
Оранжевый - зеленый |
Импульсивность |
Оранжевый – светло-зеленый |
Обволакивающая теплота |
Оранжевый - фиолетовый |
Оглушение, опьянение |
Оранжевый - ультрамарин |
Резкость, претенциозность |
Оранжевый - черный |
Насилие |
Золотой - пурпурный |
Праздничность, мощь, достоинство |
Желтый - оливковый |
Резкий диссонанс! |
Желтый – светло-зеленый |
Веселье, радость |
Желтый - черный |
Разрыв, привлечение внимания |
Желтый - белый |
Прояснение, просветление |
Светло-зеленый - розовый |
Слабость, нежность, радушие |
Светло-зеленый - лиловый |
Диссонанс! |
Зеленый - серый |
Пассивность, родственность |
Зеленый - бежевый |
Успокаивающая теплота |
Зеленый - коричневый |
Заземленность |
Зеленый - белый |
Чистота и ясность |
Синий - серый |
Нейтральность, холодность |
Синий - черный |
Удаленность, темнота |
Синий - белый |
Холодность, удаленность, чистота |
Синий - коричневый |
Бескомпромиссность |
Синий - розовый |
Робость, застенчивость, разобщенность |
Предпочтение, отдаваемое ребенком одному цвету и неприятие другого
имеют определенное значение: выбор цвета точно отражает душевное
состояние. На этом опыте построен тест Люшера. Десятки тысяч
опытов с цветным тестом Люшера на людях самых разнообразных
уровней культуры, проведенных по всему миру, показали, что влияние
цвета существует везде и оно не зависит от расы, пола и социального
происхождения. Цветопредпочтение ребенка может служить материалом
для диагностики его состояния, динамика развития цветопредпочтения,
отслеживаемая в течение всего курса обучения, позволяет установить
тенденции развития ребенка, как позитивные, так и негативные,
и ввести соответствующую коррекцию.
|