УРОКИ

Уроки


Урок 1 -   Витраж
Урок 2 -   Витраж (продолжение)
Урок 3 -   Графические примитивы
Урок 4 -   Зеркальное отображение. Контраст, нюанс
Урок 5 -   Геометрический орнамент
Урок 6 -   Растительный орнамент
Урок 7 -   Дом моей мечты
Урок 8 -   Павловопосадские платки
Урок 9 -   Работа с текстом
Урок 10 - Храм
Урок 11 - Работа с библиотекой изображений
Урок 12 - Новогодние фантазии

Урок 13 - Новогодняя открытка
Урок 14 - Рождественская открытка
Урок 15 - Букет в вазе
Урок 16 - Лоскутный стиль
Урок 17 - Хохлома
Урок 18 - Жар-птица
Урок 19 - Пейзаж
Урок 20 - Обложка книги
Урок 21 - Ткани
Урок 22 - Пасхальная открытка
Урок 23 - Герои мультфильмов


Урок 10. Храм

Цель урока: закрепление навыков работы с инструментами, изученными в уроках 1-9. Работа с командой scale. Понятие композиции художественного произведения.

Комментарии

Данная тема является первой темой, в которой сделана попытка сознательного построения многоплановой композиции рисунка.

Композиция (от лат. сompositio) означает составление, соединение, сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей. Порой словом “композиция” называют картину как таковую – органическое целое с выраженным смысловым единством, подразумевая в данном случае, что рисунок, цвет и сюжет объединяются. Изображать – значит устанавливать соотношение между частями, связывать их в единое целое и обобщать.

В пластических искусствах композиция объединяет частные моменты построения художественной формы (реальное или иллюзорное формирование пространства и объема, симметрия и асимметрия, масштаб, ритм и пропорции, нюанс и контраст, перспектива, группировка, цветовое решение и т.д.). Композиция организует как внутренне построение произведения, так и его соотношение с окружающей средой и зрителем.

Подробный анализ композиции приводится в искусствоведческом очерке (http://vm.msun.ru/Oixt/Kompozic/Kompozic.htm)

На уроке не ставится задача тщательного разбора архитектуры культовых сооружений. Можно предположить, что каждый ребенок видел в своей жизни церковь, собор, хотя бы на картинке.
Главное – создать настрой на святыню, категориями, понятными детям.

Попытаемся установить разницу между значениями слов “храм” и “церковь”. Храм – это что-то большее, и не только по размерам или величественности, говорят “храм науки”, например. Храм – как святилище. Что такое святилище? Происходит от слова “свято”, “священный”. У каждого в душе есть что-то святое, какое-то понятие, очень высокое, бесспорное, неоспоримое, светлое. Например, мама, Родина. Ребенок обычно это понятие сформулировать не может, но состояние понимает. Попробуем его выразить красками. Каждый человек гораздо больше ощущает, чем может осознать, тем более – вербализовать. Для детей, имеющих низкую оценку себя взрослыми и сверстниками, такое невербальное выражение – дополнительная возможность самореализации и самовыражения, часто – целительное. Как показывает опыт, работа с группами детей с запаздыванием психологического развития, а также с группами детей, имеющими низкие оценки по другим предметам, приносит впечатляющие результаты и существенно повышает самооценку детей.

План урока

  1. Рассказ о законах композиции. Психологическая настройка на тему «Храм».
  2. Демонстрация иллюстративного материала (Иллюстративный материал к уроку 10).
  3. Создание учителем рисунка по обозначенной теме с объяснением технологии работы. Объяснение принципов работы команды Scale (новый инструмент).
  4. Демонстрация работ учащихся (Работы учащихся к уроку 10).
  5. Самостоятельная работа учащихся.
  6. Коллективный анализ детских работ.

Иллюстративный материал
(Щелкните по миниатюре, чтобы увидеть большое изображение)

Дом 1
Дом 2
Дом 3
Дом 4
Дом 5
Дом 6

Технология рисования пейзажа с храмом представлена на последующих рисунках.
Очевидно, что говорить о строгом соответствии архитектурным канонам построения храма не приходится, такая задача и не ставится. Попытаемся изобразить строение, которое напоминало бы храм, обозначало бы храм.
Сначала построим прямоугольники, из которых будем составлять центральную часть храма. Если внимательно рассмотреть форму куполов православных соборов, то она напоминает скорее усеченный овал, чем круг. Поэтому построим овал.

Перенесем часть овала на маленький прямоугольник и в микроскопе подрисуем “маковку” купола (по А.С. Пушкину: “Блещут маковки церквей и святых монастырей…”)
Выйдя из микроскопа, резиновой линией нарисуем крест над куполом, затем полученную конструкцию установим на большой прямоугольник.

Мы получили центральную часть храма. Создадим 3 копии этого рисунка.

Затем командой Scale изменим размеры правой и левой копии так, чтобы они были меньше центральной части, но как-то отличались друг от друга.

Полученные фигурки частично утратили свои контуры после масштабирования их. Рамкой «придвинем» их к центральной части и графическими примитивами дорисуем недостающие детали.

На Руси купола церквей располагали по кресту, центром креста служил главный купол. Таким образом, у нас может быть или один купол собора, или 5 куполов, или 9 куполов, или 13 куполов.

Представим себе, что у нас – 5 куполов. Все 5 никогда не будут видны целиком, под каким бы ракурсом мы церковь не рассматривали, поэтому контуры еще двух куполов зафиксируем на рисунке. В этом случае удобнее вырезать рамкой купол, зафиксировать его и имеющийся рисунок наложить на купол. Лишние детали стираем в микроскопе. Контуры храма готовы.
Часто церкви ставили на холмах, на возвышенностях, чтобы они были видны издалека и сияние куполов освещало дорогу к храму. Поставим наш храм на холме, для этого карандашом нарисуем склоны холма, а на заднем плане проведем линию, которую будем затем оформлять как задний план.

Представим себе, что на заднем плане (достаточно далеко от храма) располагается роща. Карандашом прорисовываем контуры рощи, и закрашиваем образовавшуюся замкнутую область зеленым цветом.

Теперь нарисуем дорогу к храму в виде тропинки, вдоль которой растут полевые цветы, и рядом с храмом - контуры деревьев. Чем больше у нас будет горизонтальных линий на холме, тем больше будет ощущение пространства.

На данном этапе работы задний план у нас – плоский, как будто вырезан из бумаги. Придадим ему объем при помощи распылителя и горизонтальных штрихов, сделанных карандашом.

Нарисуем в микроскопе вершину ели и зафиксируем ее на заднем плане, создавая более рельефные контуры его.

Для уравновешивания композиции и создания ощущения большего пространства на заднем плане, нарисуем карандашом контуры озера, затем сделаем копию рощи, расположенной на задней плане. Таким способом будем выстраивать отражение рощи в воде озера.

Создадим вертикальное зеркальное отображение копии и зафиксируем его на пространстве озера. Оформим пространство луга, нарисовав какую-нибудь растительность. Закрасим луг.

Нам со всей очевидностью не хватает оттенков зеленого и желтого, в дальнейшем научимся создавать оттенки цвета по собственному усмотрению, однако, включать технологию создания цвета на данном уроке – явная перегрузка. Тема предусматривает работу в течение 4 учебных часов.

Работы, выполненные учащимися
(Щелкните по миниатюре, чтобы увидеть большое изображение)

Работа 1
Работа 2
Работа 3
Работа 4
Работа 5
Работа 6

Типичные трудности и методы их преодоления

Технологически тема “Храм” сложна, т.к. водится много новых представлений. Это – первая попытка “ухода в пространство”. Основной акцент следует делать на прорисовку горизонтальных линий для создания ощущения пространства, т.к. дети часто создают рисунок, одну часть которого можно определить, как "вид спереди”, а другую часть рисунка -– как "вид сверху”. Например, изображение храма – “вид спереди”, луга и озера –“вид сверху”, т.к. озеро они рисуют не с вытянутыми контурами, а с круглыми, как оладушки. В таком случае рекомендуется взять како-либо предмет, например, книгу, и предложить рассмотреть, какие контуры будет иметь книга, если смотреть на нее сверху, спереди, сбоку. На ощущение пространства и пропорций в создаваемой картине выходим интуитивно, детям это легко удается, о чем свидетельствуют детские работы, представленные выше.

Тема храм в данной интерпретации ориентируется на православные русские святыни. Необходимо учитывать, что в классе могут быть представители разных конфессий, с другой храмовой традицией. Необходимо проявить уважение к их вере. Поэтому учителю приходится познакомиться с основами разных религий, их аттрибутикой, традицией. Отметим, что храмовое строительство при всей разнице религий имеет много общих черт. Учитель может подобрать собственную коллекцию храмов мира, используя ресурсы Интернет.
Тема “Храм” может использоваться и для работы со старшими школьниками в связке с историей, историей города, мировой художественной культурой.

Вверх