УРОКИ

Уроки


Урок 1 -   Витраж
Урок 2 -   Витраж (продолжение)
Урок 3 -   Графические примитивы
Урок 4 -   Зеркальное отображение. Контраст, нюанс
Урок 5 -   Геометрический орнамент
Урок 6 -   Растительный орнамент
Урок 7 -   Дом моей мечты
Урок 8 -   Павловопосадские платки
Урок 9 -   Работа с текстом
Урок 10 - Храм
Урок 11 - Работа с библиотекой изображений
Урок 12 - Новогодние фантазии

Урок 13 - Новогодняя открытка
Урок 14 - Рождественская открытка
Урок 15 - Букет в вазе
Урок 16 - Лоскутный стиль
Урок 17 - Хохлома
Урок 18 - Жар-птица
Урок 19 - Пейзаж
Урок 20 - Обложка книги
Урок 21 - Ткани
Урок 22 - Пасхальная открытка
Урок 23 - Герои мультфильмов


Урок 6. Растительный орнамент

Цель урока: закрепление навыков работы в редакторе «графическими примитивами» («резиновая линия», овал, прямоугольник). Закрепление навыков тиражирования фрагментов рисунка. Обучение работе с инструментом микроскоп.

Комментарии

Излюбленной темой орнаментов многих стран мира являются растительные мотивы. Почти любое растение в своем строении орнаментально по своей природе. Оно построено по принципу повторов некоторых элементов (листья, цветы, усики), обладает симметрией.
При построении растительных орнаментов применяются те же приемы, о которых шла речь в предыдущем уроке: сдвиги, повороты, зеркальное отражение, а также рисование деталей на основе дуг окружностей.

Повторим ранее рассмотренные принципы построения орнамента.

Переносы.
Простейший прием создания орнаментального ряда – копирование элемента орнамента и сдвиг его по горизонтали.

Создавая различные промежутки между копиями, можно добиваться различного ритма в пределах ряда, – например, сдвигать элементы орнамента парами.

Можно чередовать пары с одиночными изображениями

Следующий возможный шаг – сдвиг изображения по вертикали.

Такой прием используется при создании многорядных орнаментов.

Можно инвертировать элемент орнамента и использовать чередование элемента и его инверсии.

Зеркальные отображения.
Следующий часто используемый прием – зеркальное отображение (осевая симметрия). Нагляднее всего его можно представить, вообразив, что наш элемент отображается в зеркале.

При использовании зеркального отображения наиболее эффектно выглядят орнаменты, содержащие диагональные элементы.

План урока

  1. Искусствоведческое понятие орнамента. Элементы растительного орнамента. Простейшие приемы создания орнаментальных композиций.
  2. Демонстрация орнаментальных композиций (Иллюстративный материал к уроку 6).
  3. Создание учителем геометрических орнаментальных композиций с повторением правил пользования инструментами «Графические примитивы», «рамка», а также правилами осуществления горизонтального и вертикального отображения элемента орнамента (Flip Hor. и Flip Ver.). Демонстрация возможностей инструмента микроскоп (знакомство с новым инструментом графического редактора) с пояснением правил пользования инструментом.
  4. Демонстрация работ учащихся (Работы учащихся к уроку 6).
  5. Самостоятельная работа (создание 3 – 5 растительных орнаметов по предложенным принципам построения орнаментов).
  6. Коллективный анализ детских работ по критериям, изложенным в уроке 2.

Иллюстративный материал
(Щелкните по миниатюре, чтобы увидеть большое изображение)

орнамент 1
орнамент 2
орнамент 3
орнамент 4
орнамент 5
орнамент 6
орнамент 7
орнамент 8
орнамент 9

Создание растительного орнамента представлено на следующих рисунках:

Работы, выполненные учащимися
(Щелкните по миниатюре, чтобы увидеть большое изображение)

Работа 1
Работа 2
Работа 3
Работа 4
Работа 5
Работа 6

Типичные трудности и методы их преодоления

Трудностей при проведении уроков по теме «растительный орнамент» не наблюдалось. Эта тема нравится детям, она хорошо ложится на архетипы коллективного бессознательного, поскольку растительные мотивы в народных промыслах России используются повсеместно. Рисование в микроскопе дает возможность изобразить не только реальные растительные элементы, но и стилизованные, что создает неограниченные возможности для развития фантазии ребенка.

Урок предоставляет возможность учителю отследить уровень архитипических представлений ребенка и уровень абстрактного мышления. Анализируя сложность или простоту орнамента, уровень стилизации, если он прослеживается, можно во многом определить общий уровень развития ребенка и направления, по которым с ним следует работать. Также особое внимание рекомендуется уделить анализу цветопредпочтения, сложности или простоте использования цветовой палитры, сочетанию красок. Метод работы тот же – не принуждать, а побуждать изменять то, что с очевидностью вызывается дисгармонию. Сначала ребенок учится различать, потом – распознавать, т.к. познать можно только различенное. Помогая ему в различении, мы выстраиваем фундамент для дальнейшего продвижения в восприятии цвета, когда оно становится тоньше и глубже.

Вверх