Урок 6. Растительный орнамент
Цель урока:
закрепление навыков работы в редакторе «графическими примитивами»
(«резиновая линия», овал,
прямоугольник). Закрепление навыков тиражирования
фрагментов рисунка. Обучение работе с инструментом микроскоп.
Комментарии
Излюбленной темой орнаментов многих стран
мира являются растительные мотивы. Почти любое растение в своем
строении орнаментально по своей природе.
Оно построено по принципу повторов некоторых элементов (листья,
цветы, усики), обладает симметрией.
При построении растительных орнаментов применяются те же приемы,
о которых шла речь в предыдущем уроке: сдвиги, повороты, зеркальное
отражение, а также рисование деталей на основе дуг окружностей.
Повторим ранее рассмотренные принципы построения
орнамента.
• Переносы.
Простейший прием создания орнаментального ряда – копирование
элемента орнамента и сдвиг его по горизонтали.
Создавая различные промежутки между
копиями, можно добиваться различного ритма в пределах ряда,
– например, сдвигать элементы орнамента парами.
Можно чередовать пары с одиночными
изображениями
Следующий возможный шаг – сдвиг
изображения по вертикали.
Такой прием используется при создании
многорядных орнаментов.
Можно инвертировать элемент орнамента
и использовать чередование элемента и его инверсии.
• Зеркальные отображения.
Следующий часто используемый прием – зеркальное отображение
(осевая симметрия). Нагляднее всего его можно представить, вообразив,
что наш элемент отображается в зеркале.
При использовании зеркального
отображения наиболее эффектно выглядят орнаменты, содержащие
диагональные элементы.
План урока
- Искусствоведческое понятие орнамента. Элементы
растительного орнамента. Простейшие приемы создания орнаментальных
композиций.
- Демонстрация орнаментальных композиций
(Иллюстративный материал к уроку 6).
- Создание учителем геометрических орнаментальных
композиций с повторением правил пользования инструментами
«Графические примитивы», «рамка»,
а также правилами осуществления горизонтального и вертикального
отображения элемента орнамента (Flip Hor.
и Flip Ver.). Демонстрация возможностей инструмента
микроскоп (знакомство с новым инструментом графического редактора)
с пояснением правил пользования инструментом.
- Демонстрация работ учащихся (Работы учащихся
к уроку 6).
- Самостоятельная работа (создание 3 – 5
растительных орнаметов по предложенным принципам построения
орнаментов).
- Коллективный анализ детских работ по критериям,
изложенным в уроке 2.
Иллюстративный материал
(Щелкните
по миниатюре, чтобы увидеть большое изображение)
орнамент
1 |
орнамент
2 |
орнамент
3 |
|
|
|
орнамент
4 |
орнамент
5 |
орнамент
6 |
|
|
|
орнамент
7 |
орнамент
8 |
орнамент
9 |
|
|
|
Создание растительного орнамента представлено
на следующих рисунках:
Работы, выполненные учащимися
(Щелкните по миниатюре, чтобы увидеть
большое изображение)
Работа
1
|
Работа
2
|
Работа
3
|
|
|
|
Работа
4
|
Работа
5
|
Работа
6
|
|
|
|
Типичные трудности
и методы их преодоления
Трудностей при проведении уроков по теме «растительный
орнамент» не наблюдалось. Эта тема нравится детям, она хорошо
ложится на архетипы коллективного бессознательного, поскольку
растительные мотивы в народных промыслах России используются
повсеместно. Рисование в микроскопе дает возможность
изобразить не только реальные растительные элементы, но и стилизованные,
что создает неограниченные возможности для развития фантазии
ребенка.
Урок предоставляет возможность учителю отследить
уровень архитипических представлений ребенка и уровень абстрактного
мышления. Анализируя сложность или простоту орнамента, уровень
стилизации, если он прослеживается, можно во многом определить
общий уровень развития ребенка и направления, по которым с ним
следует работать. Также особое внимание рекомендуется уделить
анализу цветопредпочтения, сложности или простоте использования
цветовой палитры, сочетанию красок. Метод работы тот же – не
принуждать, а побуждать изменять то, что с очевидностью вызывается
дисгармонию. Сначала ребенок учится различать, потом – распознавать,
т.к. познать можно только различенное. Помогая ему в различении,
мы выстраиваем фундамент для дальнейшего продвижения в восприятии
цвета, когда оно становится тоньше и глубже. |