УРОКИ

Уроки


Урок 1 -   Витраж
Урок 2 -   Витраж (продолжение)
Урок 3 -   Графические примитивы
Урок 4 -   Зеркальное отображение. Контраст, нюанс
Урок 5 -   Геометрический орнамент
Урок 6 -   Растительный орнамент
Урок 7 -   Дом моей мечты
Урок 8 -   Павловопосадские платки
Урок 9 -   Работа с текстом
Урок 10 - Храм
Урок 11 - Работа с библиотекой изображений
Урок 12 - Новогодние фантазии

Урок 13 - Новогодняя открытка
Урок 14 - Рождественская открытка
Урок 15 - Букет в вазе
Урок 16 - Лоскутный стиль
Урок 17 - Хохлома
Урок 18 - Жар-птица
Урок 19 - Пейзаж
Урок 20 - Обложка книги
Урок 21 - Ткани
Урок 22 - Пасхальная открытка
Урок 23 - Герои мультфильмов


Урок 5. Геометрический орнамент

Цель урока: закрепление навыков работы в редакторе «графическими примитивами» («резиновая линия», овал, прямоугольник). Закрепление навыков тиражирования фрагментов рисунка.

Комментарии

В качестве искусствоведческой темы для обучения работе перечисленными инструментами, выбран геометрический орнамент, поскольку по своему исполнению он идеально подходит для демонстрации использования графических примитивов. Орнаментальные построения и орнаментальные композиции будут в тех или иных вариантах проходить через весь учебный курс, поэтому теме «орнамент» уделяется особенное значение.

Орнамент

Слово орнамент происходит от латинского глагола ornare- украшать, ornamentum в переводе – украшение. Однако, говоря об орнаменте, было бы неверно сводить все только к простому украшательству. Орнамент – это магия ритма, включающая в себя символы, передающие взаимоотношения человека и окружающего его мира. Почти во всех культурах извилистая линия была символом воды, кружок – символом солнца, изображение креста в христианских странах служил оберегом, и т.д. Ритмами пронизана вся жизнь природы: смена дня и ночи, времен года, ритм волн на морском берегу, ритм движения гребней на песчаных плоскостях пустыни. С геометрической точки зрения в основе орнамента лежит расположение повторяющихся элементов на плоскости. В зависимости от характера мотивов различают следующие виды орнаментов: геометрический, растительный, зооморфный и антропоморфный.
Элементами геометрического орнамента могут быть такие геометрические фигуры как прямая линия, овал, прямоугольник, треугольник, точка, ромб, звезда, ломаные зигзагообразные линии. Сложные орнаменты типа меандр, встречающиеся в искусстве Древней Греции, также можно отнести к геометрическому орнаменту.

Растительный орнамент составляется из стилизованных листьев, цветов, плодов, веток и т.д.

Зооморфный орнамент изображает стилизованные фигуры или части фигур реальных и фантастических животных. Декоративные изображения птиц и рыб также относятся к этому виду орнамента.

Антропоморфный орнамент в качестве мотивов использует мужские и женские стилизованные фигуры.
Орнамент является частью народного, декоративного и прикладного искусства. Он служит для украшения зданий, одежды, предметов быта (утвари, мебели, инструментов и т.д.), оружия, широко применяется в книжной и прикладной графике, плакате.

План урока

  1. Искусствоведческое понятие орнамента. Элементы геометрического орнамента. Простейшие приемы создания орнаментальных композиций.
  2. Демонстрация орнаментальных композиций (Иллюстративный материал к уроку 5).
  3. Создание учителем геометрических орнаментальных композиций с повторением правил пользования инструментами «Графические примитивы», «рамка», а также правилами осуществления горизонтального и вертикального отображения элемента орнамента (Flip Hor. и Flip Ver.).
  4. Демонстрация работ учащихся (Работы учащихся к уроку 5).
  5. Самостоятельная работа (создание 3 – 5 геометрических орнаметов по предложенным принципам построения орнаментов).
  6. Коллективный анализ детских работ по критериям, изложенным в уроке 2.

Иллюстративный материал
(Щелкните по миниатюре, чтобы увидеть большое изображение)

Орнамент 1
Орнамент 2
Орнамент 3
Орнамент 4
Орнамент 5
Орнамент 6
Орнамент 7
Орнамент 8
Орнамент 9

Существует множество приемов, применяемых при создании орнаментов. Рассмотрим простейшие из них.
Переносы.
Простейший прием создания орнаментального ряда – копирование элемента орнамента и сдвиг его по горизонтали:

Создавая различные промежутки между копиями, можно добиваться различного ритма в пределах ряда – например, сдвигать элементы орнамента парами:

Можно чередовать пары с одиночными изображениями:

Следующий возможный шаг – сдвиг изображения по вертикали:

Такой прием используется при создании многорядных орнаментов:

Можно инвертировать элемент орнамента и использовать чередование элемента и его инверсии.

Зеркальные отображения.
Следующий часто используемый прием – зеркальное отображение. Нагляднее всего его можно представить, вообразив, что наш элемент отображается в зеркале:

При использовании зеркального отображения наиболее эффектно выглядят орнаменты, содержащие диагональные элементы.

Геометрические орнаменты особенно часто встречаются в искусстве латиноамериканских стран: Мексики, Перу, Боливии, в искусстве североамериканских индейцев, в народном творчестве африканских стран: Нигерии, Намибии, Марокко.
В фольклорных произведениях России геометрический орнамент чаще всего встречается в вышивках крестом, практически, на всей территории страны. Общие стилистические признаки орнаментального искусства определяются особенностями и традициями изобразительной культуры каждого народа, обладают высокой устойчивостью на протяжении длительного исторического периода и имеют ярко выраженный национальный характер. Поэтому можно сказать, что орнамент является стилем эпохи, надежным признаком принадлежности произведения к данному времени и данному этносу (готика, барокко, модерн и т.д.)

Работы, выполненные учащимися
(Щелкните по миниатюре, чтобы увидеть большое изображение)

Работа 1
Работа 2
Работа 3
Работа 4
Работа 5
Работа 6

Типичные трудности и методы их преодоления

Поскольку данная тема – третье занятие, на котором учащиеся работают с графическими примитивами и второе, на котором они занимаются зеркальным отображением, то трудностей технического характера уже не возникает. Проблемы с цветопредпочтением у детей обязательно будут, они в тех или иных вариантах продолжаются в течение всего курса, т.к. цветоразличение требует длительной настройки сознания. По наблюдениям, цветоразличение меняется и у учителей, которые начинают заниматься компьютерной графикой: оно становится более тонким и глубоким.

К пятому уроку у большинства детей появляются умения и навыки уверенного использования технических инструментов и приемов. Однако, в случае, когда дети так и не смогли эти приемы освоить, необходимо проявить терпение, еще и еще раз показать работу с примитивами и рамкой.

Вверх