Урок 5. Геометрический орнамент
Цель урока:
закрепление навыков работы в редакторе «графическими примитивами»
(«резиновая линия», овал,
прямоугольник). Закрепление навыков тиражирования
фрагментов рисунка.
Комментарии
В качестве искусствоведческой темы для обучения
работе перечисленными инструментами, выбран геометрический орнамент,
поскольку по своему исполнению он идеально подходит для демонстрации
использования графических примитивов. Орнаментальные построения
и орнаментальные композиции будут в тех или иных вариантах проходить
через весь учебный курс, поэтому теме «орнамент» уделяется особенное
значение.
Орнамент
Слово орнамент
происходит от латинского глагола ornare- украшать,
ornamentum в переводе – украшение. Однако, говоря об
орнаменте, было бы неверно сводить все только к простому украшательству.
Орнамент – это магия ритма, включающая в себя символы, передающие
взаимоотношения человека и окружающего его мира. Почти во всех
культурах извилистая линия была символом воды, кружок – символом
солнца, изображение креста в христианских странах служил оберегом,
и т.д. Ритмами пронизана вся жизнь природы: смена дня и ночи,
времен года, ритм волн на морском берегу, ритм движения гребней
на песчаных плоскостях пустыни. С геометрической точки зрения
в основе орнамента лежит расположение повторяющихся элементов
на плоскости. В зависимости от характера мотивов различают следующие
виды орнаментов: геометрический, растительный, зооморфный и
антропоморфный.
Элементами геометрического орнамента могут
быть такие геометрические фигуры как прямая линия, овал, прямоугольник,
треугольник, точка, ромб, звезда, ломаные зигзагообразные линии.
Сложные орнаменты типа меандр, встречающиеся в искусстве Древней
Греции, также можно отнести к геометрическому орнаменту.
Растительный орнамент
составляется из стилизованных листьев, цветов, плодов, веток
и т.д.
Зооморфный орнамент изображает
стилизованные фигуры или части фигур реальных и фантастических
животных. Декоративные изображения птиц и рыб также относятся
к этому виду орнамента.
Антропоморфный орнамент в качестве
мотивов использует мужские и женские стилизованные фигуры.
Орнамент является частью народного, декоративного и прикладного
искусства. Он служит для украшения зданий, одежды, предметов
быта (утвари, мебели, инструментов и т.д.), оружия, широко применяется
в книжной и прикладной графике, плакате.
План урока
- Искусствоведческое понятие орнамента. Элементы
геометрического орнамента. Простейшие приемы создания орнаментальных
композиций.
- Демонстрация орнаментальных композиций
(Иллюстративный материал к уроку 5).
- Создание учителем геометрических орнаментальных
композиций с повторением правил пользования инструментами
«Графические примитивы», «рамка»,
а также правилами осуществления горизонтального и вертикального
отображения элемента орнамента (Flip Hor.
и Flip Ver.).
- Демонстрация работ учащихся (Работы учащихся
к уроку 5).
- Самостоятельная работа (создание 3 – 5
геометрических орнаметов по предложенным принципам построения
орнаментов).
- Коллективный анализ детских работ по критериям, изложенным
в уроке 2.
Иллюстративный материал
(Щелкните по миниатюре, чтобы увидеть большое изображение)
Орнамент
1 |
Орнамент
2 |
Орнамент
3 |
|
|
|
Орнамент
4 |
Орнамент
5 |
Орнамент
6 |
|
|
|
Орнамент
7 |
Орнамент
8 |
Орнамент
9 |
|
|
|
Существует множество приемов, применяемых
при создании орнаментов. Рассмотрим простейшие из них.
• Переносы.
Простейший прием создания орнаментального ряда – копирование
элемента орнамента и сдвиг его по горизонтали:
Создавая различные промежутки
между копиями, можно добиваться различного ритма в пределах
ряда – например, сдвигать элементы орнамента парами:
Можно чередовать пары с одиночными
изображениями:
Следующий возможный шаг – сдвиг
изображения по вертикали:
Такой прием используется при создании
многорядных орнаментов:
Можно инвертировать элемент орнамента
и использовать чередование элемента и его инверсии.
• Зеркальные отображения.
Следующий часто используемый прием – зеркальное отображение.
Нагляднее всего его можно представить, вообразив, что наш элемент
отображается в зеркале:
При использовании зеркального отображения
наиболее эффектно выглядят орнаменты, содержащие диагональные
элементы.
Геометрические орнаменты особенно часто встречаются
в искусстве латиноамериканских стран: Мексики, Перу, Боливии,
в искусстве североамериканских индейцев, в народном творчестве
африканских стран: Нигерии, Намибии, Марокко.
В фольклорных произведениях России геометрический орнамент чаще
всего встречается в вышивках крестом, практически, на всей территории
страны. Общие стилистические признаки орнаментального искусства
определяются особенностями и традициями изобразительной культуры
каждого народа, обладают высокой устойчивостью на протяжении
длительного исторического периода и имеют ярко выраженный национальный
характер. Поэтому можно сказать, что орнамент является стилем
эпохи, надежным признаком принадлежности произведения к данному
времени и данному этносу (готика, барокко, модерн и т.д.)
Работы, выполненные учащимися
(Щелкните по миниатюре, чтобы увидеть
большое изображение)
Работа
1
|
Работа
2
|
Работа
3
|
|
|
|
Работа
4
|
Работа
5
|
Работа
6
|
|
|
|
Типичные трудности
и методы их преодоления
Поскольку данная тема – третье занятие, на
котором учащиеся работают с графическими примитивами и второе,
на котором они занимаются зеркальным отображением, то трудностей
технического характера уже не возникает. Проблемы с цветопредпочтением
у детей обязательно будут, они в тех или иных вариантах продолжаются
в течение всего курса, т.к. цветоразличение требует длительной
настройки сознания. По наблюдениям, цветоразличение меняется
и у учителей, которые начинают заниматься компьютерной графикой:
оно становится более тонким и глубоким.
К пятому уроку у большинства детей появляются
умения и навыки уверенного использования технических инструментов
и приемов. Однако, в случае, когда дети так и не смогли эти
приемы освоить, необходимо проявить терпение, еще и еще раз
показать работу с примитивами и рамкой.
|