УРОКИ

Уроки


Урок 1 -   Витраж
Урок 2 -   Витраж (продолжение)
Урок 3 -   Графические примитивы
Урок 4 -   Зеркальное отображение. Контраст, нюанс
Урок 5 -   Геометрический орнамент
Урок 6 -   Растительный орнамент
Урок 7 -   Дом моей мечты
Урок 8 -   Павловопосадские платки
Урок 9 -   Работа с текстом
Урок 10 - Храм
Урок 11 - Работа с библиотекой изображений
Урок 12 - Новогодние фантазии

Урок 13 - Новогодняя открытка
Урок 14 - Рождественская открытка
Урок 15 - Букет в вазе
Урок 16 - Лоскутный стиль
Урок 17 - Хохлома
Урок 18 - Жар-птица
Урок 19 - Пейзаж
Урок 20 - Обложка книги
Урок 21 - Ткани
Урок 22 - Пасхальная открытка
Урок 23 - Герои мультфильмов


Урок 4. Зеркальное вертикальное и горизонтальное отображение рисунка

Цель урока: обучение зеркальному отображению рисунка и его фрагментов.

Комментарии

Умение зеркально отображать фрагменты рисунка – одно из основополагающих, которое используется в дальнейшем, практически, во всех последующих темах уроков. Если оно не будет хорошо усвоено, то работа по теме «Орнамент» окажется малопродуктивной. Сложность иллюстрации зеркального отображения состоит в том, что учащиеся не всегда понимают, что наличие диагональных элементов во фрагменте рисунка, который будем зеркально отображать, наиболее эффективно иллюстрирует эту симметрию. Бессмысленно отображать зеркально симметричные фрагменты рисунка (круг, квадрат и т.п.).

План урока

  1. Объяснение методов зеркального отображения рисунка и его фрагментов.
  2. Понятие цветового контраста и нюанса, демонстрация цветового контраста и нюанса.
  3. Самостоятельная работа учащихся.
  4. Коллективный анализ работ.

Зеркальное отображение рабочего поля экрана осуществляется посредством команды Flip Hor. – горизонтальное отображение и команды Flip Ver. – вертикальное отображение, находящихся в меню Edit. Однако, зеркально отображать все рабочее поле экрана приходится весьма редко, как правило, отображается рисунок, чаще - его фрагмент.

Для зеркального отображения рисунка сначала создадим его, используя все инструменты, с работой которых уже знакомы: кисть, ластик, заливку, графические примитивы. Затем выделим рисунок с помощью рамки, как описывалось ранее, зафиксируем ее правой кнопки «мыши», и в меню Edit выберем Flip Hor. – зеркальное горизонтальное отображение. От бегущей рамки (процедуры выделения) отказываемся, нажав левую кнопку «мыши».
Изображение горизонтально зеркально отражено.

Теперь попробуем на экране одновременно иметь два изображения: исходное и зеркально отраженное (симметричное). Для этого создаем новый рисунок, желательно, с диагональными элементами, «одеваем» его в рамку, вводим в выделенную бегущей рамкой область стрелку, и нажимаем левую кнопку «мыши». Бегущая рамка исчезает, и мы можем перемещать рисунок по экрану. Зафиксируем рисунок дважды, нажимая последовательно правую клавишу «мыши». Затем выделим («оденем» в рамку) одну из копий и создадим ее горизонтальное и вертикальное зеркальное отражение указанным способом.

Мы это уже делали, когда рисовали витраж - «бабочка» (урок 2). Но тогда рекомендовалось зеркальное отражение осуществлять с помощью учителя.

Для самостоятельной работы предлагается выполнить упражнения по зеркальному отображению рисунка и его фрагментов.

Задание 1. Зеркальное отображение композиции, выполненной при помощи графических примитивов, по цветовому контрасту.
Контраст – резко выраженная противоположность. Различают светлотный

и цветовой контраст

На черном серый цвет кажется более светлым, а на белом – более темным. Это явление и называется светлотным контрастом.
Явление цветового контраста заключается в том, что цвет изменяется под влиянием других, окружающих его цветов. Так красный цвет будет выглядеть еще краснее на зеленом фоне, а желтый – еще желтее рядом с фиолетовым цветом.
Нюанс – оттенок, едва заметный переход в цвете.
Пример цветового контраста приведен на рисунке:

цветового нюанса – на следующих рисунках:

Задание 2. Зеркальное отображение композиции, выполненных в тонах, близких к нюансу. Поскольку редактор не располагает такой цветовой гаммой, как Photoshop или Corel Drow, то говорить о цветовом нюансе довольно трудно. Однако, можно выполнить композицию в близких по цвету тонах:

Задание 3. Создание произвольной композиции изученными инструментами и ее зеркальное отображение.

Типичные трудности и методы их преодоления

Дети не сразу видят цветовые оттенки нюанса. Может потребоваться привести значительное число примеров. Интересным видится такой прием: задать ребенку цвет и попросить его подобрать к заданному цвету нюансы. Можно дать такое задание группе детей и коллективно сравнить результаты.

Для преодоления указанной трудности успешно используются домашние задания на тему нюанс, выполняемые акварельными красками, гуашью (тем, что хорошо размывается водой). Дети позитивно принимают такие задания. Вообще традиционное рисование в сочетании с компьютерной графикой дает очень хорошие результаты для всестороннего развития личности ребенка, его художественной одаренности. Авторы рекомендуют выполнение дома красками тем, пройденных на уроках, с последующим сравнением результатов классной (на компьютере) и домашней работы.

Вверх