УРОКИ

Уроки


Урок 1 -   Витраж
Урок 2 -   Витраж (продолжение)
Урок 3 -   Графические примитивы
Урок 4 -   Зеркальное отображение. Контраст, нюанс
Урок 5 -   Геометрический орнамент
Урок 6 -   Растительный орнамент
Урок 7 -   Дом моей мечты
Урок 8 -   Павловопосадские платки
Урок 9 -   Работа с текстом
Урок 10 - Храм
Урок 11 - Работа с библиотекой изображений
Урок 12 - Новогодние фантазии

Урок 13 - Новогодняя открытка
Урок 14 - Рождественская открытка
Урок 15 - Букет в вазе
Урок 16 - Лоскутный стиль
Урок 17 - Хохлома
Урок 18 - Жар-птица
Урок 19 - Пейзаж
Урок 20 - Обложка книги
Урок 21 - Ткани
Урок 22 - Пасхальная открытка
Урок 23 - Герои мультфильмов


Урок 21. Ткани

Цель урока: закрепление навыков работы с инструментами, изученными в уроках 1-20.

Комментарии

Ткацкие изделия (ручные или машинные), отличающиеся высоким искусством выработки, красотой расцветки, являются произведениями декоративно-прикладного искусства. Художественное оформление тканей обусловлено их назначением и техническими возможностями производства. Современные ткацкие машины являются высокопроизводительными и весьма сложными механизмами, конструкции которых постоянно совершенствуются, а для деталей используются самые современные материалы. А в течение долгого периода в истории человечества ткачихи работали дома на прялке. И этой прялке, а так же искусству прядения посвящены сказки, поговорки и веками формировавшиеся обычаи народов. Узоры художественных тканей отражают стилистическое своеобразие различных эпох в развитии искусства и художественных национальных школ. Высокой художественностью славились ткани древнего Египта и античного мира, описанные в литературе и найденные в раскопках и датированные 2-м тысячелетием до н.э. Древний Китай подарил миру шелковые и «золотые» ткани, включающиеся в себя металлические нити. Бархатные ткани, которые стали производить в Китае в 16 – 17 веках, являются одними из наиболее красивых тканей и в наши дни. Индия подарила миру хлопчатобумажные ткани с набивным узором, Иран с древних времен вырабатывал изысканные по мастерству шерстяные и шелковые ткани.

В древней Руси также было развито художественное ткачество, о чем свидетельствуют литературные источники и фрагменты сохранившихся шерстяных тканей северных славян, датированные 11 – 12 веками.

В настоящее время рисунки тканей создаются специалистами-художниками. Ткани различают как по сырью, из которого они изготовлены (льняные, хлопчатобумажные, шерстяные, шелковые), так и по их назначению (пальтовые, костюмные, плательные, бельевые, декоративные и т.д). В последние десятилетия появились технические ткани из синтетики, служащие интересам производства. Например, стеклоткань применяется для создания яхтенных корпусов, а дакрон и кевлар – для пошива современных парусов.

Попробуем представить себя художниками, создающими рисунки декоративных тканей, например, скатертей и портьерных тканей.
Прежде всего, следует определить, где эта ткань будет применяться, т.е., создаем ли мы скатерть, покрывало или портьеру для дома, дачи, детского сада. Определим интерьер, в который будем вписывать нашу декоративную ткань. Вероятно, для дачного интерьера подойдет что-либо светлое, легкое, в пастельных тонах, для детского сада – яркое и веселое, для домашней гостиной – что-нибудь более строгое и изысканное.

Хороший вкус – это, прежде всего, чувство соразмерности и соотнесения частей к целому, как по форме, так и по цвету, органическое ощущение контекста пространства. Хороший вкус развивается с детства, нарабатывая внутреннее, интуитивное ощущение гармонии. Этому и посвящен урок. Технические приемы – тиражирование фрагментов рисунка – уже наработаны. Орнаментальное украшение дети могут сделать свободно, поскольку тема «орнамент» освоена. Главное – подбор рисунка, его цвета и размеров.

План урока

  1. Рассказ о художественных тканях.
  2. Демонстрация иллюстративного материала (Иллюстративный материал к уроку 21).
  3. Рисование учителем декоративной ткани с пояснением назначения ткани и технологии создания рисунка ткани на компьютере.
  4. Демонстрация работ учащихся (Работы учащихся к уроку 21) с анализом их успешности.
  5. Самостоятельная работа учащихся.
  6. Коллективный анализ детских работ.

Иллюстративный материал
(Щелкните по миниатюре, чтобы увидеть большое изображение)

пример 1
пример 2
пример 3
пример 4
пример 5
пример 6
пример 7
пример 8
пример 9

Создадим рисунок набивной скатерти, которую будем использовать в интерьере кухни или дачном интерьере

и фрагмент скатерти, предназначенной для интерьера гостиной

Работы, выполненные учащимися
(Щелкните по миниатюре, чтобы увидеть большое изображение)

Работа 1
Работа 2
Работа 3
Работа 4
Работа 5
Работа 6

Типичные трудности и методы их преодоления

Как показывает практика, учитель выбирает создание типа рисунка ткани сообразно своему состоянию. Обратите внимание на то, что при повторном проведении урока по этой теме, вы будете рисовать совсем другие узоры в совсем других тонах. Это нужно позволить делать и детям. У некоторых учеников могут быть яркие и радостные краски, у других – мрачно-подавленные. Поскольку мы в начале курса говорили о том, что каждый человек – самоценность, и состояние каждого из нас – важно и оберегаемо, то ученик имеет право на ту палитру цветов, которая соответствует его состоянию на данный момент. Это – своего рода цветотерапия. Возможно, выплеснув тяжелые, мрачные цвета на экран дисплея, ребенок перейдет в другое, более светлое состояние. Иногда это происходит в течение урока, иногда – не происходит. Можно попробовать предложить ученику другие оттенки цвета, но не следует настаивать.

Вверх