Цель урока:
закрепление навыков работы с инструментами, изученными в уроках
1-14.. Построение устойчивой композиции букета.
Комментарии
Урок можно начать с того,
что, вероятно, каждый из нас имеет печальный опыт установки
цветов в вазу, закончившийся тем, что и ваза упала, и вода разлилась.
Как установить цветы так, чтобы композиция «букет в вазе» была
устойчивой? Существует наука – флористика, которая знает законы
компоновки букетов. Следуя этим законам, мы создаем красивые
и устойчивые букеты. Формы букетов различны, но есть общие закономерности.
Рассмотрим их.
Каждую, даже кажущуюся очень
сложной форму букета, можно разделить на простые части и поместить
в ясные геометрические очертания. При этом важную роль играют
три основные формы - прямоугольник, треугольник и круг. На них
основываются почти все существующие формы или очертания. Основными
формами, или изначальными, они называются потому, что из них
возникают все остальные формы. Поэтому учение о форме во флористике
подробно останавливается на изучении основных формах.
Форма – прямоугольник.
Она олицетворяет статичность, конструктивность, в ней есть что-то
архитектурное. Специфическое воздействие прямоугольных форм
возникает при разных пропорциях высоты и ширины: широкий прямоугольник
смотрится тяжелым, лежачим и медлительным, узкий, высокий прямоугольник
– гордо стоящим. Вариации на тему прямоугольной формы букета:
ромбовидная форма, трапециевидная форма.
Форма – треугольник.
Треугольники, особенно длинные и острые – выражение устремления
в пространство, динамики. Они смотрятся устремленными вверх,
активными, целеустремленными.
Форма – круг.
Шар – форма, имеющая большую вместимость. Замкнутый круг кажется
ограничивающим, защищающим, сохраняющим. Ни одна другая форма
не может так четко передать эти ассоциации. Вариации круга –
овальные и яйцеобразные формы, формы купола. Крупные замкнутые
формы содержат что-то мягкое, привлекательное, спокойное, концентрированное.
Для создания устойчивой композиции букета в вазе, необходимо
форму букета ограничить одной из перечисленных фигур.
План урока
- Рассказ о геометрических формах, применяемых
при композиционном построении букета. Психологическое воздействие
различных форм. Демонстрация букетов, созданных флористами
(Иллюстративный материал к уроку
15).
- Построение учителем букета в вазе с объяснением
приемов, облегчающих выполнение рисунка. Демонстрация работ
учащихся (Работы учащихся к уроку 15) с анализом форм, которые
были использованы для создания букетов.
- Самостоятельная работа учащихся.
- Коллективный анализ
детских работ.
Иллюстративный материал
(Щелкните по миниатюре, чтобы увидеть большое изображение)
Опишем процесс создания букета в вазе.
Сначала рисуем вазу. Если учитель принимает решение выделить
на данную тему не 2, а 4 часа, то имеет смысл поработать над
формой вазы. Принцип создания вазы тот же, что и бабочки – рисуем
половину вазы, вторую половину получает зеркальным отображением
первой.
Если на тему выделено 2 часа, нам необходимо изобразить простейшую
вазу, чтобы весь акцент перенести на построение букета.
Процесс рисования простых ваз изображен на следующих рисунках:
Букет будем вписывать в овал, для этого установим
пунктирную линию из цента вазы для того, чтобы центр вазы и
центр букета совпадали. Выберем графический примитив овал,
установим стрелку на пунктирной линии, и создадим овал.
Теперь впишем в овал листья
цветов и декоративную травку.
Далее необходимо нарисовать
цветы. Мы будем делать это в микроскопе. Расположив
цветы, сотрем ограничивающий контур овала и закрасим фон черным
цветом для увеличения яркости рисунка.
Работы, выполненные учащимися
(Щелкните по миниатюре, чтобы увидеть большое
изображение)
Работа 1 |
Работа 2 |
Работа 3 |
|
|
|
Работа 4 |
Работа 5 |
Работа 6 |
|
|
|
Типичные трудности и методы
их преодоления
Как правило, нарисовав один
или два цветка в микроскопе, дети начинают их тиражировать по
нескольку раз, в результате чего букет получается состоящим
из большого количества однообразных цветов, т.е. хоть и букет,
но не живой. Создать желание тщательной прорисовки зелени, всевозможных
декоративных трав, полевых цветов, желание вдумчиво и с любовью
исследовать возможности, предоставляемые темой, не просто. Для
того, чтобы зародить желание выполнить работу не механически,
а творчески, следует привнести в нее что-то от собственного
субъективного опыта ребенка, его воспоминаний, ощущений.
Например, в начале урока
оговорить, что особенно будут отмечены те работы, которые содержат
разнообразный материал для создания букета. Попросить вспомнить,
какие букеты дети видели, какой формы были листья у цветов в
этих букетах, какие травы используются в букетах, какие цветы.
Хороши ли букеты из полевых цветов? Чем именно? (Запахом, разнообразием
цветов, мелкими формами цветов, нежностью, свежестью, мягкостью,
теплотой и т.д.) Чем отличается, по внутреннему ощущению, букет
из полевых цветов от букета, купленного в магазине? Нравится
ли им составлять букеты? Знают ли он о том, что существует искусство
создания букетов? Что есть специалисты по созданию букетов,
которые называются флористами? Можно поговорить о японском искусстве
создания букета – экибане, может, они о нем слышали. Это сложное
и высокое искусство, которое на уроке не будет разбираться,
но было бы очень хорошо если бы они заинтересовались им, узнали
о нем побольше, потому что экибана – это целый мир, прекрасный
и символичный. Почему цветы – это всегда подарок?
Таким образом создается настрой
на тему «букет». Если ребенок осознает, что он только прикасается
к чему-то, к каким-то мирам, которые просторны, глубоки и прекрасны,
которые можно исследовать и изучать, то он погражается в атмосферу
мира, предлагаемую на данном уроке. Важно предложить не только
методы построения букета, но мир букета, сложный, многоплановый,
утонченный.
Если последовательно формировать
у ребенка ощущение, что каждый урок – соприкосновение не только
с новой областью, а с целым новым миром, который можно исследовать,
поворачивать разными светящимися гранями, различать и распозновать
его, то включение в новую предметную область у ребенка происходит
легко и с большим интересом. Как показывает многолетний опыт
работы по предлагаемой методике, дети способны интуитивно постигать
такие пласты знания, на которых у взрослых, с их гипертрофированным
поклонением логическому мышлению, уходит гораздо больше времени.
Если спросить у ребенка, что он чувствует, то ребенок ясно и
просто формулирует свои чувства: радость, огорчение, скуку.
Если задать тот же вопрос взрослому человеку, то взрослый ответит:
«Минуточку, я сейчас сосредоточусь и сформулирую». После этого
он будет вам говорить о том, что он думает о своих чувствах,
а не о том, что чувствует. Поэтому, пока не утрачена детская
непосредственность, ясность восприятия мира, ее следует поддерживать
и развивать, все время задавая вопрос: «Что ты чувствуешь?»
Что ты чувствуешь, когда нюхаешь полевые цветы, что ты чувствуешь,
разглядывая одуванчик, что ты чувствуешь, составляя букет? Дети
научаются сосредотачиваться на своей субъективной реальности,
отслеживать ее и радоваться ей, радоваться жизни как таковой,
радоваться своей жизни, и тем возможностям, которые она предоставляет.
Создав подобный настрой на уроке, учитель этим настроем во многом
способствует раскрытию рабенка и его успешности. Тогда предоставленную
возможность отразить свое видение букета (или чего-либо другого)
дети воспринимают с интересом и радостью.
Проанализировав выбор формы
букета, сделанной ребенком, можно говорить о его состоянии или
его устремлении.
|