Формы позитивной оценки успешности работы
и критерии, по которым работа оценивается

Курс компьютерной графики является принципиально безоценочным. Утверждается, что для ощущения успешности ребенок не должен сравниваться ни с самим собой, ни с другими. Его работы не предназначены для разбора по принципу: это хорошо, а это плохо. Ребенок принципиально успешен. Поэтому как инструмент качественной оценки предлагается использовать исключительно похвалу:

«В твоей работе меня восхищает, мне нравится, давайте вместе удивимся и обрадуемся, как славно и тонко ты это сделал….» и т.п.
Для того, чтобы учителю легче было находить формы позитивной оценки деятельности учащихся можно предложить три направления, успех в которых отмечается.

  1. Освоение технического инструментария. Отмечается, что ребенок научился использовать смешивание красок, освоил работу кистью и карандашом, удачно подобрал готовый фрагмент. Для того, чтобы лишний раз закрепить знания и для себя (безоценочно!) проверить усвоение ребенком названной техники, может быть использован следующий дидактический прием:
    «Как это хорошо у тебя получилось. Покажи мне, пожалуйста, как ты это делал, я тоже хочу попробовать». В этом случае, если ребенок не сможет повторить сделанное, у учителя появляется возможность ему напомнить, не вызывая при этом негативных эмоций.
  2. Формирование и развитие художественного вкуса, эстетических проявлений. Развитие искусствоведческих знаний. В этом случае учитель отмечает успех в:
    • выборе сюжета («Ты, наверно, недавно прочел что-то интересное. Как тебе удалось это придумать!»)
    • композиции, уравновешенном, сбалансированном расположении объектов на рисунке («Твоя река, наверно, течет откуда-то издалека, замечательно видно, что она уходит в пространство», «Очень грамотно ты поступил, поместив героев открытки на передний план. Фон их только выделяет»
    • оригинальности подхода
    • цветовосприятии и цветовоспроизведении («Какие светлые тона ты нашел для этой лесной лужайки»… «А этот ночной город замечательно освещен луной»).

    Для того, чтобы выяснить, знает ли ребенок жанры, его можно просто попросить показать что-то. Для этого ему предлагается альбом с портретами, натюрмортами, пейзажами. Затем учитель «вдруг» отвлекается: «Извини, я помогу Ане, а ты пока подбери самый аппетитный натюрморт».

  3. Самым трудным и деликатным является оценка психологического состояния ребенка. Здесь ни в коем случае нельзя навредить, поэтому позитивная оценка должна быть максимально искренней. «Спасибо, ты создал мне сегодня радостное настроение». «Эта открытка очень забавная. Я бы хотела получать ее в те дни, когда вдруг загрущу». Вероятно, передача учителем собственного ощущения от работы ученика, является лучшей формой, лучшим критерием успешности. Достаточно спорным является вопрос, нужно ли отмечать негативные эмоции ребенка, выраженные в рисунке:
    «Тебе грустно сегодня. Ты смог это показать очень выразительно. О чем ты грустишь?» Такая оценка может быть дана только в том случае, если между ребенком и учителем установились очень дружеские, доверительные отношения. Безопасным является отметка жизнерадостного и жизнеутверждающего настроения.

Человеку хочется не только слышать похвалу, но и быть оцененным сравнительно. Поскольку оценка «со стороны» отвергается идеологией курса и педагогическими взглядами его авторов, предлагается, чтобы учащиеся (а так же их родители) могли сами оценить себя и свои успехи. Это представляется особенно важным, если компьютерной графикой занимаются учащиеся 8-11 классов, у которых уже формируется адекватное восприятие самих себя. Чтобы предоставить возможность самооценки, учитель может (а по мнению авторов и должен), подготовить электронный и бумажный альбом работ учащихся. При этом можно предложить, чтобы у каждого ребенка было три – пять мест для его рисунков в этом альбоме. Еще резервируется пять мест для выбора рисунков учителем. На эти вакантные места каждый помещает то, что считает лучшим. Экспозицию можно менять с определенной заранее периодичностью. Например, один раз в два месяца. При этом ребенок может сменить не все, а только несколько рисунков. Учитель же получает возможность постепенно поместить на «свои» места рисунки всех учеников, создавая им особенно приподнятое настроение.

Критерием качества работы всей группы, является интерес, проявляемый к детским рисункам педагогическим коллективом школы, родителями, коммерческими структурами и фондами, размещающими у себя выставки. Организационная деятельность в этом направлении способствует повышению качества работы. Создание учащимися 4-го года обучения иллюстраций к рассказам, размещаемых в журнале «Магия ПК» существенно повысило самооценку детей, показав им, что профессиональный компьютерный журнал может востребовать их работы. Это – оценка качества работ вне рамок курса. Следует стремиться как можно больше популяризировать детские работы. Остается только пожалеть, что в России нет организации, которая бы создала Всероссийский конкурс детской компьютерной графики. В Америке все детские работы лицензируются и хранятся в фондах библиотеки в Вашингтоне.

Вверх