Человечеству, с начала его
существования, приходилось решать проблему передачи Знания. Наработки в этом
направлении и составили основу науки под
названием педагогика. Психологи внесли свою лепту, и на данный момент существует
некая множественность подходов и методов, разобраться в которой непросто, а
применить – и того сложнее. Вершина горы одна, а путей, ведущих к ней –
множество. Часто люди, идущие по одному
склону, не видят противоположного, и искренне отрицают его, ибо не видят.
Учителю, каждый день приходящему в класс, и каждый день решающему задачу
обучения самых разных по своему развитию детей, объединенных в этом классе,
часто не до теорий и изысканий: программа, контрольные срезы, экзамены, «
выволочки» от администрации за неуспевающих и т.д. Дела текущие, дела
житейские: утвержденные методики, узаконенные навыки, нормы, стандарты. И часто
получается, что «за деревьями – леса не видно». Учитель, сто раз применявший
метод, который у него не работает, пытается применить его сто первый раз,
считая, что применял его неэффективно. По Пугачевой: «Если долго мучиться,
что-нибудь получится…»
Собственная учительская практика
и попытки понять, как же надо учить детей, привели меня в Севастополь на
семинар Урих Марины Сергеевны, который был посвящен совсем не педагогике.
Однако, знания, полученные на семинаре, оказались столь интересными, что после долгих сомнений,
решила поделиться ими. Поход неординарный, очень общий, основанный на восточной
философии, но освобождающий и раскрепощающий: «Нет чудес, есть только та или
иная степень знания». Возможно, он будет полезен учителям и родителям, да
вообще всем, кто пытается понять людей и их взаимодействие, как таковое. Как теперь модно говорить «выстраивать
интерфейс».
Марина Сергеевна
Урих говорит о том, что у каждого человека существует как биологический
возраст, так и внутренний, и эти возраста очень часто не совпадают. Общаясь с
человеком, мы имеем дело, прежде всего, с его внутренним возрастом, поэтому
часто попадаем впросак: говорим с Ребенком так, как следовало бы говорить со
Взрослым.
Приведу классификацию возрастов,
описанную Урих М.С.
Внутренний
возраст человека: Младенец, Ребенок, Подросток, Юноша, Взрослый, Старец,
Учитель. Рассмотрим первые пять, ибо
Старцев и Учителей на Земле очень немного.
1.
Человек, остановившийся на уровне Младенца.
Как и
биологический младенец, человек, остановившийся на уровне Младенца,
олицетворяет себя со своим физическим телом, исследует его. Младенец
воспринимает мир как «Я» и «Не Я», и это «Не Я» может быть для него
дружественно или враждебно, как сложатся обстоятельства. Если «Не Я» опасно или
враждебно, он может стать агрессивным. Мышление у Младенца конкретное, действия
у него неуправляемые – или явно выраженная импульсивность, или замедленность.
Нет никакой продуманности поведения, способности проникнуть в суть вещей,
изощренности и хитрости. Разговор их состоит из несвязных предложений, даже
одну мысль они не могут четко сформулировать. Младенец демонстрирует
примитивную, основанную на стереотипе, видимую невооруженным глазом манеру
поведения. Урих М.С. говорит, что не следует обольщаться: для таких людей слова
служат только для выражения их импульсов, т.е. не надо считать, что если
Младенец говорит, то он и обязательно
думает. Слова у него служат для выражения состояния физического тела, действий
и поступков. Не имеет смысла пытаться говорить с ним на темы, касающиеся его
чувств и мыслей. Младенец очень нуждается в руководстве и безопасности, на этом
и нужно основывать свое общение с ним, что и делают умные политики. М.С.
Урих приводит пример выступления Гайдара
в избирательной кампании: очень умно, общими, абстрактными категориями. В
результате никто ничего не понял, и народ пошел голосовать за Жириновского. Кто
виноват? Гайдар. Одну и ту же мысль можно интерпретировать по-разному. Конечно,
она сузится, но до человека хоть что-то
дойдет: столько, сколько он может принять.
Как
определить, что перед тобой Младенец? Прежде всего, по тому, что Младенец не
выдерживает прямого взгляда, и при общении всегда отводит взгляд в сторону. (По неволе посочувствуешь нашей легендарной Марие Ивановне, которая гневно говорит провинившемуся оболтусу: «Смотри мне в глаза!». А он
- просто органически не может.)
На лице у
Младенца почти всегда написано либо
состояние боли, либо блаженства, т.е. он либо доволен, либо недоволен, и эти
состояния быстро меняются.
Где можно
встретить взрослых Младенцев? В тюрьмах, ибо именно Младенцы совершают
неоправданно жестокие поступки, которые человек более старшего внутреннего
возраста ни понять, ни объяснить не может.
На вокзалах много таких людей.
Есть и «хорошие» Младенцы где-нибудь в глухой деревне, с которыми приятно
пообщаться. (Мне кажется, что фильм «Не стреляйте в белых лебедей» - в чем-то о таком «хорошем» Младенце.)
Где у нас в школах находятся Младенцы? Часто в группах ЗПР. Мне как-то
пришлось вести математику в обычном пятом классе на заре учительской
деятельности. Припоминаю собственное изумление от того, что были дети, которые не могли понять
действия с обыкновенными дробями. Сначала казалось, что они просто не хотят и
дурака валяют, вот я их сосредоточу, и еще раз объясню, и тогда они поймут. Еще
одно изумление: бабушка одного из однокурсников спросила меня, знаю ли я дроби.
И когда ответила, что, конечно же, знаю, т.к. их в школе проходят, бабушка восхищенно сказала: «Надо же, какая умная. А
я так и не смогла их в школе понять».
Это уже потом, когда пыталась применить методику Урих, вспоминались
случаи из собственной жизни, ибо очень силен механизм, который в психологии
называют «проекцией», когда человек проецирует собственное внутреннее
развитие на других людей. Именно поэтому для хорошего человека – все люди хорошие, для осознавшего что-то – все могут
это осознать, для подлого – все подлые, и т.д.
2.Человек, остановившийся на уровне Ребенка.
Самый большой процент людей на
Земле – Дети. Следует учесть, что в каком-то вопросе человек может быть
Взрослым, в каком-то – Ребенком, ибо
люди, как правило, не выровнены в своем развитии. Если человек, в основном,
Взрослый, а в каких-то вопросах – Ребенок, то это дает очень сильное искажение.
Нужно учесть, что в экстремальных обстоятельствах человек часто опускается на
уровень ниже. Например, человек, основном, -
Юноша, но не смог завести машину, поэтому реагирует, как Ребенок, и т.д.
Ребенок уже умеет управлять
своими импульсами, он занят исследованием ощущений, понемногу учится
чувствовать. Подсознательно выходит на рассудок, на разум не выходит вообще.
Использует слова для выражения своих ощущений, т.е., чем он занят, о
том и говорит. Не следует обольщаться: Ребенок действует, исходя из
своих ощущений, а не из мыслей. Мир Ребенок делит на «Я и другие Мои» и
«Чужие». «Чужие» могут быть опасны.
«Мои» делятся на Старших и Младших. От Старших Ребенок зависит, Младшими
пытается управлять. Окружающую реальность воспринимает как управляемую Старшими
систему отношений: у Ребенка существуют непререкаемые авторитеты. Если ребенок
один раз решил, что этот человек – Старший, разубедить его невозможно. Ребенку
кажется, что на все есть свои правила, главное – их найти и выучить, чем он и
занимается. Ребенку очень тяжело, если не дают правил «что такое хорошо, а что
такое – плохо». Ребенок в мире ощущает себя очень небезопасно, ему все время
хочется, чтобы его научили «как надо». Ребенок подражает Старшим, он все время
ищет похвалы. Дети – это любители всевозможных грамот, похвальных листов, чтобы
начальство заметило, и похвалило.
Ребенок все время хочет быть хорошим так, как он это понимает.
К «Чужим» Ребенок относится
настороженно, боится того, кто от него отличается. Находясь в незнакомом
обществе, испытывает замешательство. Ему нужно сначала привыкнуть, чтобы потом
записать в «Свои». Дети не задают лишних вопросов, почему нужно поступать так,
а не иначе, они – идеальные солдаты и исполнители. Потом скажут: «У меня был
приказ». (В этом отношении очень показательны интервью американских солдат в
Ираке, когда они искренне объясняли,
что несут свободу иракскому народу). Ребенок испытывает замешательство, столкнувшись
с идеями, на которых не воспитывался, он отличается парадоксальностью суждений.
Например, идет в церковь и слушает «Возлюби ближнего своего…», и тут же,
столкнувшись с соседом, который по его разумению сделал что-то не так,
заявляет: «Я тебя в порошок сотру!» Парадоксальность своих суждений не
замечает, у него прекрасно сочетается одно с другим. Если Ребенку указать на
парадоксальность его высказываний, он даже не поймет, о чем вы говорите. Ребенку свойственно
физически избавляться от последствий стресса: кулаком стукнуть, тарелку
разбить, и т. д., их легко вывести из себя. Дети легко попадают под чужое
влияние. Что Дети в состоянии понять?
Все, что связано с инстинктами, потребностями, окружающими предметами и
действиями. Их логика основана на эмоциях. Если Ребенок испытывает раздражение,
его уже невозможно ни в чем убедить: всю свою аргументацию он выстраивает так,
чтобы избежать раздражения. Если Ребенок от чего-то испытывает наслаждение, а
вы хотите его убедить, что это – плохо, то он все равно будет убежден, что если
ему от этого хорошо, то это и есть хорошо.
Дети с подозрением относятся к чужим верованиям: на какой вере их
воспитали, та и является истинной («Не
могу поступиться принципами…» – Нина Андреева). При разговоре с Ребенком следует обращаться к
его эмоциональной части, не пытаясь вывести его на анализ происходящего. И принимать во внимание, что Ребенок все
время старается отвести тебе определенную роль. Если хочешь ему что-то внушить,
то постарайся быть Старшим.
Если ваши сведения не имеют
практической ценности, то Ребенок вряд ли сможет их воспринять. Ребенок, не анализируя, принимает правила и
нормы, указанные авторитетами. Библия, или врач – все едино: он авторитет, ему
виднее. Если у Младенца вызывает интерес все, что связано с физическим телом,
то у Ребенка – все, что связано с правилами. Жизнь им кажется непредсказуемой
только потому. что они не все правила знают, они на все хотят получить
инструкции. Если врач сказал, он будет выполнять, даже если 20 таблеток в день
назначили. Наши больницы заполнены Детьми, они и здесь стремятся быть хорошими,
ждут похвалы от врача: «Как Вы сказали, доктор, так я и сделал». Дети с трудом
выдерживают взгляд, часто пугаются
незнакомых людей, и при разговоре с незнакомцем чаще всего будут отводить
взгляд. Они не могут понять и принять
причину отказа от них тех людей, к которым они привыкли, тем более тех, от
которых они зависимы. Это к ним, прежде всего, относится фраза: «Мы в ответе за
тех, кого приручили». Дети стремятся к полной привязке, они, если записали тебя
в «Свои», будут очень ревниво относиться к тому, что ты также хорошо относишься
к другому, у них возникает чувство брошенности. Поскольку Ребенок не в
состоянии поставить себя на место другого человека и всегда судит по себе, он часто
ошибается в людях, ибо не в состоянии охватить всю ситуацию целиком. В
нестабильной обстановке Детям труднее всего обезопасить себя. Поэтому в нашей
стране во время перестройки больше всего пострадали Дети. Это те, кто по
привычке ходит на работу, за которую не платят, и не представляет себе, что это
можно изменить. Те, кто попался на удочку всяких «МММ», и т.д. От своих детей Ребенок будет требовать
похожести на себя, если его дети на него не похожи, он будет воспринимать это
как катастрофу и говорить : «Я тебя вырастил, я тебя воспитал, а ты…» (Представьте себе ситуацию, когда мать ученика
приходит к тебе жаловаться на сына, что он не слушается ее, а ты видишь, что мать –
Ребенок, а дитя – Юноша. Будет
ли он ее слушаться?)
Дети не в состоянии применить стратегию и тактику,
рассчитанную на вознаграждение в отдаленном будущем, Ребенку нужно все «здесь и
сейчас», а еще лучше – «чтобы словно по приказу, было – все, и было сразу».
3. Человек, остановившийся на уровне Подростка.
Подросток создает
обо всем представления, он испытывает
чувства и желания.
( У Ребенка – представления, ему навязанные.) Подросток говорит: «Я –
это мое тело, мои потребности и ощущения, но у меня еще есть способности и
желания. Какие они? Как их удовлетворить?»
Поскольку
правила их волнуют мало (они вообще плохо переносят конкретные инструкции), а
желания их не зависят от авторитетов, то авторитетов у Подростков не
существует, Старших Подростки не признают. Мир воспринимают как «Я» и «Ты». «Ты», чаще всего, - соперник по
удовлетворению желаний или по проявлению способностей. Жизнь Подросток
воспринимает как сплошное соревнование. Хочет взять под контроль свои желания и
способности, это – его задача, только тогда он чувствует свою независимость.
Если в теле
Подростка ничего не болит, он его не
замечает. (Ребенок всегда чувствует и замечает
свое тело, болит оно, или не
болит. Например, сидя
на концерте в филармонии, он может прислушиваться к работе желудка.)
Подростки делают попытку сдерживать мимику лица и тембр голоса, в обычном
состоянии им это удается. Т.е.,
внутренне они еще ощущают перепады настроения, но у них не мимика лица будет
изменяться, а выражение глаз. Поскольку чувства и желания не меняются так быстро,
как ощущения, Подросток способен преуспеть в жизни, поскольку ему легче
сохранять целенаправленность. Что такое целенаправленность? Она существует,
когда все внутренние схемы подчиняются одному желанию. Целенаправленность не
обязательно должна быть хорошей, можно направиться и на плохое.
Подростки
делят мир на победителей и побежденных: «…пусть неудачник плачет…», сильных и
слабых. Биологические подростки бывают очень жестокими, это свойственно и
взрослым Подросткам. Они уже способны пользоваться людьми, в основном, конечно,
нижестоящими, поскольку их желания не подвержены чужому влиянию. Они способны на хитрость и изощренность,
поэтому могут быть очень дипломатичными в достижении своих целей. Можно
сказать, что мысли Подростков – дети и чувств и желаний. Подростки уже способны
вести связный монолог, но плохо придерживаются одной темы беседы, они способны
скакать с одной темы на другую без видимой логики. С вами Подросток будет
разговаривать сообразно тому, какие чувства к вам испытывает: если
антагонистические, то подберет любую аргументацию для того, чтобы доказать вашу
неправоту. Особо следует выделить отношение Подростка к своей внешности: он
считает внешность основой имеджа. Поскольку Подросток всегда должен быть победителем, то и в
вопросе внешности должен победить:
выглядеть максимально хорошо.
(Подростки – любители пластической
хирургии тела, подтяжки
лица, и т.д.
Америка, в основном, - страна Подростков, и там это видно особенно
наглядно. Очень тонко и точно описал
сатирик Задорнов лица американок: «Это – все что угодно, только не лицо, это -
колено какое-то натянутое…») Женщина
на уровне Подростка будет проводить со
своими волосами бесконечные эксперименты, пока они все не выпадут, чтобы победить любой ценой.
Подростки
способны видеть отдаленную перспективу, просчитывать ходы, ради перспективы они
способны отказаться от сиюминутных выгод.
Подростки редко прислушиваются к голосу эмоций: ради дела они могут
что-то и потерпеть. Пытаются во всем проявить максимум самостоятельности. Свои
удачи Подросток воспринимает как победу, неудачи – как поражение. Для Детей
удача – «ах, какие мы хорошие, знаем правила!», если неудача – «каких-то правил
еще не знаем, нужно срочно их найти». Подростки
тщательно вникают во все, с чем имеют дело, стремятся к
профессионализму. Дети не вникают: им
сказали, они сделали. Подростки проявляют гибкость в смене привычек, если это
способствует продвижению в жизни или обещает рост в будущем. Если ему доказать,
что даже в отдаленной перспективе то, что вы предлагаете, даст результат, он
себя переделает. Главное – найти вариант, где Подросток может чувствовать себя
победителем, тогда вы будете им услышаны.
Однако, что бы Подростки ни
говорили, внешняя жизнь у него стоит на первом плане по отношению к внутренней жизни. Он может заниматься духовными практиками,
поскольку сейчас такое время, что все ими занялись. Но исходит он все равно из
того, что нужно проявиться во вне, как бы он вам это не объяснял. Только
внешняя жизнь заставляет Подростка совершенствоваться, развитие внутренней
жизни – это тоже средство для достижения успеха. Поэтому любое учение,
философию, мировоззрение они в состоянии понять и принять настолько,
насколько оно способно помочь в реальной
жизни. Подростки хотят практического результата во всем, они заняты выявлением и реализацией своих способностей, талантов:
«на что я способен и как мне проявится?» (Американский
образ жизни: «Прояви свои способности и
добейся!») Смерть и старость
Подростки воспринимают как поражение, поэтому любой ценой стремятся выглядеть
молодыми и бодрыми, как телесно, так и в манере поведения. (До боли нелепо выглядят
американские старушки с жеманными манерами девочки-подростка) Это Подростки
кидаются первыми в аэробику, каланетику,
бодибилдинг, испытывают на себе все системы похудания и самые экзотические
диеты, лишь бы хорошо выглядеть.
При разговоре
Подростки смотрят в глаза собеседнику, часто – с целью оказать давление, но при
переходе на личные темы, чаще всего взгляд отводят. К людям относятся как к
удовлетворяющим или не удовлетворяющим их желания. Пытаются
оценить и сравнить чужие способности и таланты. В общем, Подростки – изрядные
прагматики. Поскольку Подростки – хозяева на материальном плане, то большинство
преуспевающих бизнесменов и политиков ими и являются. Они не боятся, стремятся
к практическим результатам, обладают целеустремленностью т.е. обладают всем,
чтобы преуспеть на материальном плане. Однако, если Подросток не добился в
жизни того, чего хотел, он рассматривает
это как поражение и может сломаться: «если я не добился в жизни чего-то
большого, значит я – неудачник». Поэтому, когда мы имеем дело с Подростком,
важно определить, с чем он связывает успех в жизни. Если Ребенку, для того,
чтобы его поддержать, нужно дать новое правило, то Подростку нужно дать новое
направление в жизни, помочь ему посмотреть на искаженные схемы представлений
как на опыт, а не поражение. Отношения в семье у Подростков
редко бывают ровными: у них каждый будет жить сам по себе, и будет стараться
стать первым.
4. Человек, остановившийся на уровне Юноши.
Юноши, в отличие от предыдущих
внутренних возрастов, способны в разговоре перейти к другой точке зрения, но
эта точка зрения может меняться в зависимости от чувств и желаний. Желания
более постоянны, чем ощущения, и у Юноши
с ними идет постоянная борьба. Подсознательно Юноша выходит на разум, т.е. у
него бывают прозрения. Если Ребенок говорит. Что у него развита интуиция, то
она, скорее всего, находится в рассудке. Интуиция Юноши – это уже выход к
«истинному Я», и можно с уверенностью сказать, что именно этим он и занимается,
когда у него возникают прозрения. Но если единожды состояние прозрения
возникнет, к нему хочется вернуться, поэтому Юноши отдают предпочтение
внутренней жизни по сравнению с внешней. Прозрение – настолько замечательное
состояние, что Юноши все больше и больше
погружаются в себя, все больше и больше предпочитая внутреннюю жизнь внешней.
Поэтому все материальное для Юноши имеет второстепенное значение. Одежда и
окружающая обстановка у них – удобная, не престижная.
При разговоре
внимание Юноши направлено на понимание сути происходящего. Если Юноша
приходит к выводу, что собеседник его не понимает, он сразу теряет к нему
интерес. В спорах Юноши не горячатся. Они выдыхаются. Они не переходят на
повышенные тона, логически обосновывают свои доказательства, всегда знают
конкретный мотив своих действий. Другое дело, что Юноши могут ошибаться в
определении этого мотива, но мотив они знают.
В семье Юноши устраивают
дружеские отношения. Их устроит тот муж, или та жена, которые их понимают. «Счастье
- это когда тебя понимают» – о Юношах.
Поскольку Юноши уже в состоянии
определить свой и чужой уровень восприятия, они часто предсознательно этим
занимаются. При желании Юноша уже способен посмотреть на себя со стороны, но
ему требуются для этого усилия. Человек, стоящий на более низком внутреннем
уровне, для Юноши практически предсказуем. Основанные на чувствах мысли Юноши
зачастую идеалистичны и оторваны от действий. Поскольку поступками он уже не
занимается, он становится, как говорят, «не практичным». Иногда чувства
становятся слишком интенсивными, и Юноши падают на более низкий уровень
восприятия. Это делает поведение Юношей нестабильным и сложным для окружающих.
Люди, которые ниже его по внутреннему возрасту,
вообще его не понимают. Представьте ситуацию, когда родители
остановились на уровне Ребенка, а сын поднялся до уровня Юноши. Что происходит
в такой семье? Родители хотят, чтобы ребенок был их подобием, а он хочет, чтобы
родители его поняли. В состоянии они его понять? Конечно, нет, они другим
заняты. Кто здесь должен потрудиться? Юноша, ибо родители не могут подняться до
его уровня, а он может опуститься. Чем занимаемся мы, взрослые, когда играем с
детьми? Опускаемся на их уровень, но «понарошку», ибо помним, что мы –
взрослые. Также вам следует говорить с родителями, если вы по уровню выше, ибо
с любым человеком нужно говорить на понятном для него языке.
У Юношей
акцент – на отношения к окружающим, на попытках разобраться в своих и чужих
мыслях и чувствах. Поскольку Юноши могут менять свою точку зрения, часто они не
являются такими целеустремленными, как Подростки. Что, в результате,
происходит? Человек с высокоразвитыми способностями, задумывающийся о смысле
жизни, будет кое-как добывать себе деньги на пропитание, а его одноклассник,
являющийся Подростком, уже является крупным бизнесменом. Юноша не будет
понимать, что происходит с его жизнью и будет считать, что он – не состоялся в
жизни. Ему нужно объяснить, что данный этап – закономерный в развитии, и нужно
двигаться дальше, к уровню Взрослого.
Противоречивость
стремлений Юноши приводит к потере сил. Поскольку желания противоречивые, они
так же противоречиво и исполняются. Юноши не так стремятся к самостоятельности,
как Подростки, они ищут учителей среди людей более высокого внутреннего уровня,
будь то люди или книги. Юноши в состоянии четко определить. Чем занимается
данный проповедник или учитель, если он – Ребенок, юношу это интересовать не
будет.
Юноша
стремится подчинить свои чувства разуму, он занимается развитием своего
интеллекта, но не для того, чтобы победить, а
для творческого самовыражения. Он способен решать задачи, требующие
личной ответственности за результат. Юноша остро переживает чувство стыда, если
результат не соответствует желаемому. По большому счету, стыд знаком больше всего
Юноше. Слабой стороной Юношей является то, что они очень много размышляют, но
не реализуют себя в жизни. Подросток давно бы уже совершил поступок, а Юноша, с
его чувством ответственности, будет
обдумывать возможные последствия, и т.д., поэтому, к сожалению, Юноши редко
оказываются у власти.
Если Юноша
обращается к религии или какому-либо духовному учению, то он, прежде всего,
ищет ответ на вопрос о смысле жизни. Если представить себе, что три человека:
Ребенок, Подросток и Юноша приехали учиться каким-то духовным практикам, то
Ребенок будет ходить и у всех инструкции спрашивать (правила), Подросток будет
просыпаться тогда, когда речь будет идти о методах (средствах), Юноша же сразу
не начнет применять во внешнем мире то. чему его научили. Он будет стараться
понять: а так ли это, а имеет ли он право, и т.д. Т.е. 7 раз отмерит, пока
отрежет. Но он будет искать, читать, сравнивать, анализировать, и пока до конца
не поймет. Если рассматривать очередь за патентированием деятельности, то Юноша
будет стоять последним. Он, сознавая ответственность, будет опасаться применять
свои знания в целительстве, даже если владеем им. Поэтому целительство
обязательно совмещают с философскими исканиями, или вовсе уходят от него ради
поиска истины.
Юноши не знают
своего места в мире, они обостренно воспринимают окружающее. Интересуются
философией и отвлеченными вещами, не боясь высказывать свое, отличное от других
мнение. Трудятся во имя идей, в которые верят, ни во имя карьеры, как это
делают Подростки, ни чтобы «быть хорошими», как это делают Дети, даже если
вознаграждением будет очень скромным.
Они никогда не сменят интересную работу на другую, более высоко
оплачиваемую, если эта работа им не интересна. Их взгляды и мысли часто высоки,
но оторваны от жизни и слишком сложны для практического применения. По сути
своей они – экспериментаторы, ценят уединение. Интересно наблюдать за их
отношением к церкви: Юноши требуют, чтобы священники и в жизни применяли те
правила, которые проповедуют. Их очень возмущают расхождения, потому что они
заняты не словом, а сутью: раз говорит. Значит так и должен жить. Дети таких
сложностей не усматривают, Юноши же часто к церкви не относятся положительно.
Смерти они не боятся, боятся чего-то не понять в жизни. Поскольку Юноша
удалился от импульсов, а до мудрости, что физическое тело – инструмент, не
дорос, то свое физическое тело он прямо-таки ненавидит. Часто страдает от
своего физического несовершенства, может махнуть рукой на свое здоровье и
внешний вид, может возненавидеть себя. Часто очень умные люди жутковато
выглядят.
Юноша при
разговоре хорошо выдерживает взгляд. Они способны на глубокие, прочные
отношения. Почему? Перепады настроений они готовы людям простить, ибо судят
людей не по их поступкам. А по их внутреннему состоянию. Ценят отношения ни как
средство (чем занимаются Подростки), а сами по себе. Поэтому Подросток выберет
жену, которая ему что-то даст в жизни, Юноша – которая его понимает. Внутренняя
жизнь Юношей более насыщенная и содержательная, чем внешняя. Юноша в состоянии
охватить проблему в целом, за фактами разглядеть истинный мотив поведения.
Жизнь воспринимает ни как дни (что происходит с Ребенком), ни как периоды (что
происходит с Подростком), а как этапы своего развития. Он уже видит Путь, и
очередное внутренне событие для него – шаг по Пути. Внешние события Юношей
особо не отмечаются, в течение дня его преследуют мысли, он – в попытках понять
происходящее. Юноша – самый опасный из всех внутренних возрастов, быть Юношей
очень сложно.
Определяя
собственный внутренний возраст и внутренний возраст окружающих нужно быть очень осторожным, спешка просто опасна. Не следует забывать
правило: «Нет вопроса – нет ответа», не следует давать ответы
заранее. Принимая за кого-то решение, вы обкрадываете человека, ибо правильно
заданный вопрос – уже поступок, работа, продвижение.
5. Человек, находящийся на уровне развития – «Взрослый».
Человек,
находящийся на этом уровне развития, воспринимает мир как «Я – Ты – Мы», как
часть чего-то еще. К жизни он относится не как к взаимоотношениям, а воспринимает
ее саму по себе, он занят не действием, а бытием. Поскольку жизнь для него
ценна как таковая, в каждой ситуации он видит что-то поучительное и находит
каждое ее проявлением справедливым. Взрослый не сопротивляется жизни. Он ищет
возможности научиться жить. Взрослый человек говорит: «У меня есть чувства,
мысли, идеалы, но как устроен мир?» Мировоззрение Взрослого включает в себя как
основополагающее – представления о строении мира, а себя он воспринимает как
частичку мироздания. Взрослый акцентирует свое внимание на совершенствовании
себя и окружающих. Взрослого характеризует, прежде всего то, что он легко
применяет опыт, вынесенный из одной ситуации, к другой ситуации, т.е. Взрослый
никогда «не наступает на одни и те же грабли». Поскольку урок жизни Взрослый
воспринимает сразу и не нуждается в повторении, то он легко решает свои задачи.
Если у вас в чем-то проблемы повторяются и повторяются, значит, в этом вы еще не являетесь Взрослым. Например, в отношении с
противоположным полом, собственными детьми, учениками, и т.д.
Отличительной
особенностью Взрослого является то, что он легко применяет в сложных жизненных
ситуациях теоретические знания, в том числе, полученные из книг. Он приобретает
богатый опыт и не отчаивается при появлении трудностей, воспринимая их как урок. Т.е. Взрослому
достаточно один раз прочитать что-то качественно новое по подходу, категориям,
и если сочтет это убедительным, одного прочтения достаточно для того, чтобы
«запустить это в работу», применить в жизни. Взрослый уравновесил эмоции с
мыслями и действиями, поэтому поведение его стабильно и предсказуемо. В
разговоре он полностью владеет собой.
Взрослые учат
собственным примером, люди интуитивно это чувствуют и тянутся к ним. Поэтому на
Взрослого ложится большая ответственность: он должен понимать, как себя с кем вести. Ребенка можно, не желая того,
привязать к себе, настойчивому и привязчивому Подростку можно дать метод,
которым он воспользуется не во благо, а Юноши, если их не останавливать, будут
бесконечно ходить со своими вопросами. Нужно понимать, кому что нужно и кому
что можно дать, главное – дать каждому направление. Взрослый человек очень
легко обучаем: ему не нужно объяснять, ему нужно только сказать. По своему
уровню (по спирали) Взрослый приближается к Ребенку, поэтому Взрослые умеют
наслаждаться простыми радостями. Они хорошо работают и умеют хорошо отдыхать,
очень высоко эффективно. Если взрослый работает, то за ним не угнаться ни
Ребенку, ни Подростку. Ребенку кажется, что взрослый ленив: вроде как работает,
когда ему в голову взбредет (Взрослые вообще не любят работать с фиксированным
рабочим днем, например, с 9 до 18). Они ищут такое место работы, и такую
работу, выполнив которую они могут быть
свободными. Ребенку это кажется ленью, и он в толк не может взять, откуда у
такого человека появляются деньги. Часто Взрослые уходят в науку. Им
безразлично, что думают об их образе жизни окружающие.
Так что, если
вам кто-то жалуется на соседей или волнуется «что люди подумают, что люди
скажут», то к Взрослым он имеет мало отношения.
Взрослые никогда не обвиняют окружающих в своих проблемах, они ищут ответы на свои вопросы и на вопросы
человечества. Казалось бы, в этом Взрослые похожи на Юношей, но отличие состоит
в том, что они ищут ответы в самих себе, не пытаясь найти утешение в церкви или
другом сообществе.
Еще один
отличительный признак: Взрослые не теряются при неожиданных ситуациях. Смерти
они не боятся, воспринимают ее как трансформацию. Взрослые радуются своему
телу, они уже занимаются своим здоровьем, но на другом уровне, чем Дети. Они
бережно относятся ко всему живому. Юноши трепетно относятся к &
|