УРОКИ

Уроки


Урок 1 -   Витраж
Урок 2 -   Витраж (продолжение)
Урок 3 -   Графические примитивы
Урок 4 -   Зеркальное отображение. Контраст, нюанс
Урок 5 -   Геометрический орнамент
Урок 6 -   Растительный орнамент
Урок 7 -   Дом моей мечты
Урок 8 -   Павловопосадские платки
Урок 9 -   Работа с текстом
Урок 10 - Храм
Урок 11 - Работа с библиотекой изображений
Урок 12 - Новогодние фантазии

Урок 13 - Новогодняя открытка
Урок 14 - Рождественская открытка
Урок 15 - Букет в вазе
Урок 16 - Лоскутный стиль
Урок 17 - Хохлома
Урок 18 - Жар-птица
Урок 19 - Пейзаж
Урок 20 - Обложка книги
Урок 21 - Ткани
Урок 22 - Пасхальная открытка
Урок 23 - Герои мультфильмов


Урок 13. Новогодняя открытка

Цель урока: закрепление навыков, полученных на уроках 1 – 12.

Комментарии

Символика и атрибутика, история новогодней открытки описана в уроке 12.
Текущий урок - первая попытка создать поздравительную открытку. Тема открытки нравится детям, они с удовольствием рисуют поздравительные открытки ко всем праздникам, которые отмечаются в течение оставшейся части учебного года, начиная от Нового года, и заканчивая Днем Победы. Иногда ребенок хочет нарисовать и распечатать поздравительную открытку ко дню рождения, когда тема урока совсем другая. Опыт показывает, что предоставление такой возможности ребенок воспринимает с большой радостью, как акт уважения и внимания к нему, к его контексту жизни. Поэтому рекомендуется на этом уроке оговорить, что такая возможность будет предоставлена, и открытка, созданная самостоятельно, для членов семьи и друзей гораздо привлекательнее купленной. Рекомендуется сделать выставку новогодней открытки, пусть даже самую маленькую. Все это хорошо укладывает в ткань предвкушения праздника, создает радостную и приподнятую атмосферу, в которой творчество детей только расцветает.

Рекомендуется предложить детям принести те открытки, которые есть у них дома, проанализировать их символику, композицию, краски, оригинальность идей или отсутствие таковых. Очень важны свежие идеи.

Если учитель изначально решил, что будет просить детей делать эскизы красками в виде домашнего задания, то анализ детских работ перед началом занятий только увеличивает интерес к теме, если, конечно, он происходит весело и корректно. Умение порадоваться не только своей, но и чужой работе, развивается последовательно, углубляясь от темы к теме. Лейтмотивом служит мысль: «Как замечательно интересно, что все мы – такие разные!».

План урока

  1. Демонстрация учителем приемов и возможностей редактора для создания открытки.
  2. Демонстрация иллюстративного материала к уроку (Иллюстративный материал к уроку 13).
  3. Демонстрация работ учащихся (Работы учащихся к уроку 13).
  4. Самостоятельная работа учащихся.
  5. Коллективный анализ работ.

Иллюстративный материал
(Щелкните по миниатюре, чтобы увидеть большое изображение)

Открытка 1
Открытка 2
Открытка 3
Открытка 4
Открытка 5
Открытка 6
Открытка 7
Открытка 8
Открытка 9

Рассмотрим технологические приемы, которые позволяют облегчить работу над темой.
При создании снеговоков, все элементы “тела” снеговика легче рисовать по-отдельности , затем устанавливать их один на другой, тогда фигура снеговика будет устойчивой. Построение одного круга над другим так, чтобы было ощущение устойчивости, – задача сложная для ребенка. Для этого необходимо располагать центры кругов на одной осевой линии, что для детей еще сложнее. Поэтому фиксируем, соблюдая пропорции, две или три окружности (по желанию) в рабочем поле редактора, затем, с помощью рамки, устанавливаем их один над другим. Нос рисуем резиновой линией, установив в поле стиля линий ее толщину (достаточно большую). Таким способом изображаемый нос получается более ровным, чем при рисовании в микроскопе. Глаза снеговику подрисовываем в микроскопе.

Головной убор для снеговика можно рисовать как кистью, так и в микроскопе.
Ель для пейзажа изображаем так же, как изображали бабочку: создаем поливину ели, затем зеркально отображаем ее. Звезды на зимнем ночном небе можно рисовать кистью, меняя рабочий цвет. Месяц рисуем при помощи овалов.

При создании надписи на открытке можно пользоваться всеми имеющимися в редакторе средствами: жирным шрифтом, италиком, тенями. По умолчанию, редактор устанавливает серый цвет тени шрифтов. Изменить цвет тени, ее размеры, направление можно путем вызова диалогового меню, в котором производится работа с указаными атрибутами. Для этого, установив стрелку на строку Shadow в диалоговом меню текста и нажав правую кнопку «мыши», вызываем диалоговое окно тени.

Нажимая левую кнопку «мыши», установив стрелку мыши на стрелку в диалоговом окне, можно производить изменение указанных параметров.

Работы, выполненные учащимися
(Щелкните по миниатюре, чтобы увидеть большое изображение)

Работа 1
Работа 2
Работа 3
Работа 4
Работа 5
Работа 6
Работа 7
Работа 8
Работа 9

Типичные трудности и методы их преодоления

Трудностей на этом уроке не наблюдается. Продолжаем работать над цветовой гармонией рисунка и уравновешенностью композиции рисунка. Следует отметить, что, получая новую техническую возможность, дети, при использовании ее, часто теряют чувство меры. Так, начиная работать со шрифтами, они создают непропорционально большие тени, которые делают надпись плохо читаемой, или выбирают цвет тени, не гармонирующий с цветом букв. Поскольку созданный текст можно удалить, используя команду Undo, создание нового текста на открытке, сохраняя созданный рисунок, не представляет трудностей.

Главное для учителя – создание и поддержание атмосферы волшебного праздника, где каждый ребенок вносит вклад своим творчеством, своей субъективной реальностью, создавая искрящуюся сказочную мозаику. Если у детей возникает ощущение целостности процесса, неантогонизма частей его (личных работ каждого), то желание внести свой вклад, свой кусочек мозаики, превалирует над частными трудностями при создании открытки. В этом случае легко осуществляется групповая работа, в которой собственные неудачи ребенка для него – несущественная частность, легко и просто поправимая или им самим, или при помощи другого ученика, учителя.

Вверх