СТАТЬИ

СТАТЬИ



Развитие биофильной ориентации у детей средствами компьютерной графики

 

«Мы ясно чувствуем, что только сейчас начинаем приобретать надежный материал для того, чтобы объединить в одно целое все, что нам известно, но, с другой стороны, становится почти невозможным для одного ума овладеть более чем какой-либо небольшой специальной частью науки. Я не вижу выхода из этого положения … если только некоторые из нас не рискнут взяться за синтез фактов и теорий, хотя наше знание в некоторых из этих областей будет в этом случае неполным…»

Э. Шредингер, физик-математик

Введение

Представленная программа является методикой обучения детей 9-12 лет работе в графическом редакторе. Она преследует следующие цели:

  1. развитие биофильной ориентации ребенка;
  2. формирование положительной “Я-концепции”;
  3. развитие образного и пространственного мышления.

Кроме названных целей, программа позволяет проводить определенную психодиагностику и психокоррекцию детей.
Компьютер и программное обеспечение рассматриваются как средство для достижения перечисленных целей. Ребенок осваивает компьютерный инструмент и основные принципы работы за компьютером ненасильственно, в процессе деятельности, творчества и развития. Предлагаемые на уроках задания, объединены единой искусствоведческой тематикой, в рамках которой происходит освоение многофункциональных технических возможностей графического редактора. Задания органично связаны с привычным миром детства: сказками, фольклором в изобразительном искусстве и предметах бытовой утвари, народными и традиционными праздниками, временами года.

Основные положения

Развитие биофильной ориентации ребенка является целью программы (биофилия – любовь к живому, в отличие от некрофилии – любви к неживому).
Технократическая направленность цивилизации приводит к доминанте некрофильных тенденций над биофильными. Именно к их развитию ведет погружение в виртуальный мир через компьютерные игры. Вырастая некрофилом, ребенок становиться тяжелым невротиком или «пограничной личностью», что описано Карэн Хорни («Невротическая личность нашего времени»).

Три названные во введении цели программы реализуются через полное принятие учителем следующих дидактических установок:
Темы уроков подбираются так, чтобы любовь к живому, художественное начало превалировало над механическими манипуляциями в инструментальной среде. Компьютеру отводится изначально присущая ему роль технического средства. Такой подход предъявляет высокие требования к личности преподавателя, его отношения к миру детства. Интерес учителя к теме или его отсутствие распознаются подсознанием ребенка. При этом ребенок становится индифферентен к проблематике урока. Необходимо подбирать темы, которые соответствовали бы внутренним мироощущениям учителя, вызывали бы у него собственный эмоциональный подъем. В процессе принятия темы у ребенка возникает состояние психологического резонанса с подлинными чувствами учителя. Данное условие успешности преподавания не требует особого педагогического артистизма, наличия у учителя каких-либо необыкновенных чувств или способов их выражения. Речь идет о подлинности чувств, поскольку, преподавание строится не столько на ментальном, сколько на эмоциональном уровне.

Для адаптивности человека в обществе ему необходимо иметь положительную «Я – концепцию», т.е. положительную оценку своих способностей и возможностей. Формирование «Я – концепции» начинается в раннем детстве, в семье, и продолжается при вхождении в такие социальные институты как детский сад, школа.
«Я – концепция» формируется в результате оценок, которые дают ребенку взрослые: «ты хороший», «ты плохой», «ты способный», «ты не способный», и т.д. Фундаментом формирования положительной «Я - концепции» является безусловно позитивная оценка деятельности ребенка. «Ты хороший, ты способный, ты принят миром, безотносительно к каким-либо условиям». В основу методики преподавания курса положен принцип: от принятия к оценке. Т.е. ребенок в первую очередь принят и понят, а оценка играет вторичную роль, служит средством психологической поддержки, либо (в меньшей мере) способствует формированию адекватной самооценки.

Следующий приоритет предлагаемой программы – развитие образного мышления. Западная система образования, к которой мы принадлежим, направлена, в основном, на развитие логического мышления. Т.е. сначала вводится понятие и предполагается, что в дальнейшем выстроится образ. Восточная система образования (например, в Японии) построена таким образом, что сначала дается образ, потом понятие. Достаточно часто в нашей образовательной системе из цепочки понятие-образ остается только первая часть – понятие (например, «пирамида – это …»), образное же мышление развивается недостаточно интенсивно. Поскольку операции логического и образного мышления осуществляются разными полушариями головного мозга, то, развивая только одно из них, мы самой системой образования обедняем ученика как личность. Образное мышление, присущее ребенку, у взрослого человека в значительной степени утрачивается. А вместе с ним, возможно, и путь к будущей, именно «его», профессии.

Методика развития образного мышления такова, что в процессе «настройки» на тему урока (вникания, понимания, принятия) у ребенка вызывается ряд ассоциаций, которые наслаиваются друг на друга, помогая создать образ. Т.е. «настройка» на тему или «установка» происходит не столько на ментальном (интеллектуальном, логическом) уровне, сколько на витальном (эмоциональном).

Методика построения уроков направлена на формирование гармоничной личности с положительной «Я-концепцией». Каждый ребенок на каждом уроке, вне зависимости от успешности или не успешности выполнения задания по заданной тематике, но при наличии старания (желания) его выполнить, должен чувствовать, что создал нечто неоспоримо значимое и ценное, достойное внимания и восхищения. Это очень важно, ибо только при условии полного принятия ребенок не боится открыто проявить свое состояние, мироощущение, видение темы, образа. «Не оценка, а принятие» – этот принцип гуманистической психологии является таким же фундаментальным для программы, как и обсуждаемый выше принцип «от образов – к понятиям». Учитель должен внутренне принять установку, что каждый из учеников – самоценность, и чувства, состояние каждого, не слишком успешного ученика, не менее ценно, чем состояние учителя или ученика, более успешного по другим предметам. Таким образом, два рассмотренных аспекта видятся как единая доминанта курса.

Следующий приоритет программы – развитие пространственного мышления. Курс может рассматриваться как пропедевтика к геометрии (планиметрии и стереометрии). Первые рисунки детей практически всегда двумерны, т.е. расположены в плоскости, будь то дом или дерево. Предлагаемая система упражнений, позволяет осуществлять «уход в пространство», «захват пространства», что способствует созданию трехмерных рисунков и ощущению перспективы.

В самой программе заложены механизмы оценки ее эффективности и саморазвития как психологического инструмента.
Поскольку любой рисунок представляет собой материал для психологического тестирования, то важным аспектом программы является возможность осуществления психодиагностики и психокоррекции.

Психологический анализ курса показал, что он имеет психодиагностическое, психотерапевтическое, психокоррекционное и развивающее значение. Психологическое наблюдение за детьми, неуспешными в работе, выявляет «шоки», вызванные темой занятия (семья, праздник, подарок, сверстник и т.д.), цветом (цветопредпочтение, отказ от традиционных цветовых решений, необычные сочетания цветов, их использование для ответа на различные стимулы и т.д.), оценками своих рисунков преподавателем, успехами других детей и т.д. Не менее важно и выявление успешно работающих детей, их творческих способностей, наличия стрессов и других факторов мешающих адаптации в коллективе, полному раскрытию потенциала. Это особенно значимо для трудно адаптируемых детей – «проблемных», неуспевающих по другим предметам, имеющих поведенческие отклонения, а также для представителей этнических меньшинств, еще не адаптировавшихся в Петербурге, но часто обнаруживающих незаурядные способности к компьютерной графике.

В целом курс делает возможным:

  • психодиагностику тревожности и невротического развития, психического инфантилизма, многих личностных черт, интеллектуального развития, уровня архетипических представлений, ряда психологических особенностей;
  • подбор эффективных средств психокоррекции для каждого ребенка;
  • личностный рост, развитие творческих способностей и художествен-ной одаренности;
  • повышение самооценки, в том числе, у слабо работающих детей путем поощрения их «за продвижение» в различных темах, особенно вызывающих у них шоки.

Хотя, развитие образного и пространственного мышления, биофильной ориентации, психодиагностику можно осуществлять и в рамках других предметов, компьютерная графика представляются наиболее действенной. Причина - в уникальности компьютера как инструмента для рисования. Графические редакторы имеют такие возможности, которые неосуществимы при использовании только карандаша, красок, бумаги, холста. Например, возможность тиражирования рисунка или его фрагментов, заливка замкнутого контура с эффектом распыления, естественная подсветка экрана дисплея при создании витражных композиций и др. Несомненно, новые технические возможности создают предпосылки для рождения «ноу-хау» в образовании, не разрушая и не перечеркивая всех накопленных традиционных средств..

Рассматривая компьютер, как общедоступный атрибут современной жизни, авторы программы предлагают направить его применение в созидательное, а не разрушительное русло. По личным наблюдениям и опыту коллег приходится отметить, что ученики, имеющие дома компьютеры, как правило, работают заметно хуже остальных, зато обладают стойкой иллюзией глубины познаний.

Насколько известно авторам, аналогов подобных методик в мире не существует. Имеются описания редакторов, содержащие те или иные примеры построения рисунков. Делаются попытки обучения детей пользованию рядом средств редактора в рамках школьных курсов информатики и во внешкольной работе с учащимися. Т.е. реализуются различные подходы к обучению использования возможностей редактора как некоего абстрактного инструмента.

Представленная методика является не только выверенной и испытанной многолетней практикой системой заданий, позволяющих освоить технологию работы в графическом редакторе. По сути, она объединяет такие области знания как искусствоведение, психологию и работу на компьютере, но при этом содержит качественно другие цели, описанные выше. Предлагаемый курс может рассматриваться как один из вариантов «арт-терапии», особенно необходимой ребенку, развивающемуся в неврозогенных семьях. Современная ситуация в стране (экономическая, социальная), порождая большое количество дезадаптантов среди взрослых в силу смены экономических формаций и многих привычных условий жизни, повышает неврозогенность семей, что, несомненно, сказывается на детях. Поэтому необходимость поддержки детей в рамках социальных институтов безусловна.
Популяризация методики осуществляется путем проведения семинаров и открытых уроков, как в педагогическом пространстве С.Петербурга и стран СНГ, так и в дальнем зарубежье (США, Голландия).

Дополнительные замечания

Минимальный срок частичной реализации поставленных задач – год (при двухчасовых занятиях в неделю) при этом необходимо внимательно наблюдать за изменениями в деятельностном и эмоциональном состоянии каждого ребенка, реализуя индивидуальную работу через персональные задания, личный пример, учет настроения и конкретной ситуации.

Повышение эффекта работы связано с наличием технического средства: качественного принтера и постоянного наличия расходных материалов к нему. Сравнение рисунков, отслеживание динамики проводится значительно эффективнее, если работы детей представлены на традиционных носителях, а не на экране. Позитивное эмоциональное воздействие на детей оказывает возможность принести и показать родителям напечатанный рисунок, увидеть его на выставке работ.
Информатика вообще, а графика особенно требуют высококачествен-ной, удовлетворяющей санитарно-гигиеническим требованиям видео-системы. Хотя сам предлагаемый редактор некритичен к параметрам оборудования, однако как минимум монитор и видеокарта должны соответствовать сегодняшнему уровню. Исходя из реальных возможностей современного класса желательно устанавливать плоские мониторы (Flatron) 17 дюймов по диагонали и видеокарту от 32Мб.

Список литературы:

  1. К.Г. Юнг “Душа и миф: шесть архетипов”. - Киев, 1996.
  2. К.Г. Юнг “Йога и Запад”. - Львов, 1994.
  3. Карен Хорни “Невротическая личность нашего времени”. - Москва, 1993.
  4. Карен Хорни “Невроз и личностный рост”. - Спб, 1997.
  5. М.С.Урих “Лекции”. - Севастополь, 1999.
  6. Э. Эриксон «Детство и общество», С.-Петербург, 1996.
  7. К.Г. Юнг “Феномен духа в искусстве и науке”. - Москва, 1992.
  8. Е.С.Романова, О.Ф.Потемкина “Графические методы в психологи-ческой диагностике”. - Москва 1991

Вверх